Для кочевников коровы и козы это как сельское хозяйство для жителей Центральных равнин. Конечно они не могли есть свой урожай или домашний скот как им заблагорассудится. Однако когда прибыл Янь Лююань то выражая своё уважение Хасан забивал коз племени, чтобы Лююань мог поесть. Что касается остальных представителей племени, то есть мясо можно было только более молодым и сильным работникам физического труда и даже это мясо должно было быть от животных погибших во время снежной бури.
Хотя Цецег и дочь Хасана, она не получала никакого привилегированного отношения.
Вероятно Хасан и стал вождём племени в том числе и благодаря своей беспристрастности.
Когда Янь Лююань прибыл в их племя, к нему относились с величайшим уважением. Поэтому ему никогда не приходилось испытывать тяготы кочевников. Увидев что эти люди выращивают свой собственный скот, он и Сяоюй подумали что племя довольно зажиточное. Однако они не знали, что те не могли убивать свой скот по прихоти. Учитывая что в племени такое количество людей, если бы они ели только говядину и козлятину, им вероятно хватило бы еды лишь на пару дней.
Их племя не могло позволить себе такой роскоши, это смертельно опасно.
Услышав это, Янь Лююань начал подробно расспрашивать Цецег о ситуации в племени. Только теперь он понял, что они не только редко ели мясо, но и редко получали соль.
Соли на лугах было крайне мало. Они пополняли свой уровень соли потреблением говядины, баранины и питьём козьего молока. Мясо которое они обычно ели не имело особого вкуса, и только мясо подаваемое Лююань было приправлено небольшим количеством соли.
Но теперь поскольку жителям племени не разрешалось есть мясо, они не могли восполнить потребление соли. У многих женщин и пожилых людей кружилась голова, возникали мышечные спазмы или проявлялись признаки тошноты.
Когда у них появлялись такие симптомы, то из-за недостатка знаний они просто думали что приболели или типа того. Поэтому все собирались вокруг костра и молились о благословении богов, надеясь что это может их исцелить.
Здесь не было ни соли ни лекарств, и жители племени прибегали к убийству коз только если очень сильно голодали.
— Да, мы бедные люди этой эпохи. Так почему же я думал, что вы все ведёте хорошую жизнь? — Янь Лююань горько улыбнулся: — Это моя вина.
Он попросил Цецег позвать Хасана. Идя к шатру Господина, Хасан пристально и немного с укором посмотрел на свою дочь. Он почтительно сказал Лююань: «Господин, не слушайте чепуху Цецег. На самом деле, у нашего племени всё не так уж плохо».
— Хватит, просто послушай меня. — Спокойно сказал Янь Лююань — У женщин и пожилых людей появляются признаки тошноты, потому что они больше не питаются мясом поэтому и не могут пополнить потребление соли. Нам нужна соль.
Хасан неловко сказал: «Здесь очень мало соли. Она есть только у больших племён. Мы должны каждый год платить им дань нашим скотом, чтобы получить от них драгоценную соль».
Янь Лююань понял, что это похоже на один из методов используемых корпорациями для контроля над крестьянами. Племя Хасана было в похожей ситуации как и крестьяне за пределами крепостей, всегда находившиеся под контролем и в зависимости от других.
Но при мысли об этом Лююань заинтересовался ещё больше. Он хотел привести этих людей к хорошей жизни.
Он спросил: «Разве у вас всех нет возможности самостоятельно добывать соль? Эта степь такая обширная, так что вы должны быть в состоянии найти её. Хоть и немного, но не может же быть что вы совсем ничего не находите».
«Все соляные бассейны контролируются крупными племенами, да и в степи не так уж много соляных бассейнов». Ответил вождь. «Я слышал что у больших племён даже не хватает соли для себя».
Янь Лююань тщательно припомнил, что Жэнь Сяосу рассказывал ему о выживании в дикой природе. Ему не нравилось учиться, но он всегда принимал к сведению всё что говорил ему Сяосу.
Лююань внезапно сказал Хасану: «Собери пастухов. Спроси их, помнят ли они где и что лизали коровы, когда выводили их пастись».
Он вспомнил что Сяосу ему раньше говорил, что все млекопитающие нуждаются в соли. Люди давно утратили инстинкт выживания в дикой природе, но полагались на свой интеллект. Если они не могли самостоятельно найти соль, они всегда могли сделать это при помощи животных.
Как животные на равнинах восполняли потребление соли? В некоторых скотоводческих фермах на Центральных равнинах клали в коровники немного крупной соли, чтобы те могли её лизать. В тоже время коровы на лугах будут облизывать земли если найдут соль.
Как и ожидалось, Хасану удалось получить ответ, расспросив нескольких соплеменников.
Ведь было всего несколько мест, которые коровы любили лизать когда паслись, так как же пастухи могли не знать об этом?
Янь Лююань немедленно отправился в путь и повёл вождя и остальных на это пастбище.
Дальше всё просто. Лююань сказал группе людей вскрыть мёрзлую землю и принести много почвы под травой обратно в племя.
Он не знал как нужно добывать соль, но он точно знал что в этой почве она есть.
Он мог использовать только импровизированный метод смешивания воды с почвой, а затем снова и снова фильтровать её через хлопчатобумажную ткань, пока вода не очистится. Затем воду помещали над огнём и выпаривали.
Вскоре стоявший в стороне Хасан увидел слабый слой жёлтовато-белых кристаллов, образующихся на дне горшка. Их было очень мало. Поскольку процесс извлечения вещества был не на должном уровне, образовавшиеся кристаллы не выглядели чистыми.
Хасан не мог больше ждать и положил немного себе в рот. Затем он удивлённо посмотрел на Лююань: «Господин, это действительно соль!».
Как бы это не выглядело, оно всё-таки было солёным!
Янь Лююань вздохнул с облегчением. Раньше Жэнь Сяосу уходил в дикую местность, чтобы найти корни орехового дерева и сварить их в воде. После варки вода становилась солёной. Тогда за поиск еды всегда отвечал Сяосу, а теперь настала очередь Лююань.
Он сказал Хасану: «Соскреби это. Я хочу чтобы вы все пошли к тому месту и сделали то же самое что и я только что, понятно?».
«Да, я понял». Взволнованно сказал вождь. Это действительно был бог. Он мог даже добывать соль из бесплодной почвы. Как мощно!
На самом деле до Катаклизма кочевники обладали подобными навыками. Но после того как значительно развилась цивилизация, степняки больше не испытывали в своей повседневной жизни недостатка в потреблении соли. Даже живя на севере, люди всё ещё имели доступ к соли, которую привозили за тысячу километров.
Жители степи до Катаклизма учились в школе, и ни один учитель никогда им не рассказывал как искать соль на лугах.
Поэтому когда произошёл Катаклизм, некоторые степняки даже знали стихотворение «В павильоне тэнского князя».3 Но уже утратили важнейшие навыки, необходимые для выживания на лугах.
Через некоторое время они оказались на грани выживания. В конце концов, даже «В павильоне тэнского князя» было забыто.
Остался только инстинкт выживания. После этого амбициозные люди начали подниматься и укреплять свою власть над лугами. Затем у них появились идеи о том чтобы грабить Центральные Равнины и таким образом прокормить соплеменников.
Однако в их понимании мира были некоторые недостатки. Прибыв на Центральные Равнины, они поняли что после Катаклизма оказались в самом жалком состоянии. На территории Центральных равнин уже были созданы крепости, и они даже были оснащены огнестрельным оружием.
Кочевники жившие на лугах даже не совсем понимали во что превратился Юг. Только Янь Лююань и Сяоюй знали об этом.
Лююань сидел в шатре, в то время как сидевшая рядом Сяоюй продолжала ему улыбаться. Он спросил: «Старшая сестра, почему ты улыбаешься?».
«Потому что сейчас ты выглядишь точь-в-точь как твой брат». Мягко сказала она. «Он определённо будет гордиться тобой, тебе не кажется?».
Сяоюй поняла, что Янь Лююань молчит и смотрит свысока.
Лююань тихо сказал: «Старшая сестра, я скучаю по брату».
Литературное произведение Ван Бо из династии Тан. Оно считается основополагающим произведением литературы эпохи Тан.↩︎