Рыжий Мальчик, Шимпанзе и Бельчонок стояли у двери комнаты для медитации Фанчжэн и с любопытством смотрели на него. Они были полны вопросов и недоумения. Что только что произошло?
Аббат проигнорировал их взгляды и ворвавшись в комнату он тут же открыл Шкаф Сутр и увидел внутри совершенно новую книгу! На её синей обложке было написано несколько слов:
— «Сутра Сердца Совершенной Мудрости»!
Увидев это аббат безумно расхохотался.
Мальчик и бельчонок украдкой подошли. Увидев что Фанчжэн не переставая смеяться обнимает тонкую книгу, они обменялись взглядами они были совершенно потрясены его поведением.
Мальчик спросил:
— «Учитель, почему ты смеёшься держа в руках эту крошечную книгу? Она из какого-то островного государства?».
Монах закатил глаза и сильно его ударил:
— «Если не уверен, то не говори глупостей. Это не обычный предмет. Это книга сутр!».
Услышав это, бельчонок тут же запрыгнул Фанчжэн на плечо. Затем он спустился по его руке. Он прикоснулся к Сутре Сердца Совершенной Мудрости и с любопытством спросил:
— «Учитель, не слишком ли тонкая эта книга сутр? Сколько в ней может быть слов?».
Монах рассмеялся:
— «Она действительно тонкая. А слов не так уж много, всего 260.».
— «А? Так мало?» — хором воскликнули бельчонок и Рыжий Мальчик.
Фанчжэн сказал:
— «Этому уже можно радоваться. Хотя Сутра Сердца Совершенной Мудрости и короткая, она драгоценна! В тибетском буддизме есть такое заключение: „Будда сказал, что среди 84 000 Дхарм Сутра Сердце Совершенной Мудрости особенная“. Это значит что положение этих 260 слов в буддийской литературе столь же выдающееся как и положение Алмазной Сутры. Проще говоря это ядро всей Дхармы! Многие монахи могут провести всю свою жизнь изучая только эту сутру и им всё ещё не удаётся её полностью постичь. Тем не менее большинство монастырей используют её как самую основную сутру для начинающих.».
Теперь Рыжий Мальчик и Бельчонок поняли ценность тонкой книги. Тут же было задето их любопытство. Что такого в ней было написано, что всего за двести с лишним слов она была на голову выше других? Кроме того какой бы потрясающей она ни была, в конечном счёте это была книга для начинающих. Нужно ли было так радоваться?
Фанчжэн думал иначе. Существует огромное множество буддийских писаний, каждое из которых состоит из нескольких томов. Даже если бы кто-то затратил на их чтение всю свою жизнь, то вряд ли смог бы дочитать их все до конца. Поскольку прочесть их все было невозможно, понимание основной сути всех Священных Писаний было самым простым и эффективным способом изучения. Если полностью усвоить основы перед тем как читать Священные Писания, то можно было бы гораздо быстрее всё понимать по аналогии.
Как если бы перед тем как учиться писать эссе, сначала нужно было вообще научиться грамоте. Если начать с основ то всё станет намного проще. Если бы неграмотного человека заставили бы написать эссе, то кто знает что он мог бы написать…
Фанчжэн никогда не читал Сутру Сердца. Ему её читал Дзен Мастер Одного Пальца. Основываясь на его впечатлении от мастера, во всех монастырях Сутра Сердца Совершенной Мудрости была как книга для начинающих. Её название часто сокращалось до Сутры Сердца. Некоторые люди даже говорили, что монах не был настоящим монахом если он не мог запомнить Сутру Сердца наизусть.
Конечно такие высказывания были немного субъективными, но по ним можно было также сказать насколько распространённой и важной она была.
Аббат тоже выучил её наизусть, слушая её от мастера. Если так подумать, то ему не нужно было так волноваться из-за Сутры Сердца. Однако прежде всего появление сутры доказало, что Шкаф Сутр действительно может материализовать такие книги. Во-вторых Фанчжэн очень хорошо знал, что сутры на горе Непознанного отличаются от книг его мира! Он также хотел увидеть, на что похожа настоящая Сутра Сердца!
Монах нетерпеливо открыл книгу и перелистнул на первую страницу. Он был ошеломлён, так как Сутра Сердца была идентична той которую он запомнил. Те же самые 260 слов.
— «Это… Система, неужели Шкаф Сутр дал не ту книгу?».
— «Динь, нет. Его функция состоит в том чтобы искать сутры этого мира, а затем материализовать книгу. Поэтому Сутра Сердца которую ты видишь из твоего мира. Если хочешь получить истинные сутры горы Непознанного, тебе нужно Хранилище сутр.».
Фанчжэн закатил глаза:
— «Ты что издеваешься надо мной? Я совершенно ясно помню, что ты сказала что он будет производить книги сутр с горы Непознанного.»
— «Совершенно верно. Если бы ты был в мире где находится та гора, то книги сутр были бы такими как там. Но отсюда шкаф не может собирать информацию сквозь миры, поэтому всё что он может сделать — это материализовать книги сутр твоего мира. Чтобы прорваться через барьеры миров, тебе нужно Хранилище Сутр» — спокойно сказала Система.
Монах тут же потерял дар речи. Сутра Сердца в его руках внезапно обесценилась. Он был взбешён и очень зол! Он так долго ждал, но это всё?
— «Не сердись. Переверни её, а потом продолжим» — сказала система.
Фанчжэн безмолвно перевернул её и…
— «Разъяснительные пометки Бодхидхармы!»
— «Что?!» — он всё больше удивлялся, листая заднюю часть.
— «Разъяснительные пометки Шенсю!»
— «Разъяснительные пометки Факсиана!»
— «Разъяснительные пометки Кумарадживы!»
…
— «Система, это не подделка? Почему так много пояснений? Да и как в такой тонкой книге может быть так много страниц?» — Фанчжэн был потрясён. На каждой странице были пояснительные пометки уважаемого исторического монаха! Их ценность была намного выше, чем сама Сутра Сердца!
— «Хотя Шкаф Сутр не может собирать информацию из других миров, он может собрать всю информацию этого мира и объединить её в книгу. Эти объяснительные пометки в основном из книг написанных монахами. Некоторые из них были утеряны. Некоторые из них никогда не были написаны и передавались только устно. Некоторые были мыслями в головах людей. А насчёт количества страниц… Ты думаешь только в вашем мире есть цифровые книги? Разве гора Непознанного не может вместить неограниченное количество страниц? Ты всё ещё испытываешь пренебрежение к Шкафу Сутр?».
Фанчжэн тут же затряс головой. Хотя он ещё не мог получить истинные книги сутр, возможность получить пояснительные пометки и прозрения стольких опытных монахов — это очень круто, хотя и истинные книги сутр в любом случае были более ценными. Не было такого понятия как лучшее, было только самое подходящее. Для понимания буддийской Дхармы не было никаких коротких путей. Это нужно было делать шаг за шагом. Ели будешь переедать то только раздуешь желудок.
Имея на руках Сутру Сердца, аббат не остался в монастыре. Хотя было довольно тихо, прихожан было много. Они его понемногу отвлекали.
Монах побежал в бамбуковый лес за монастырём и поставил на землю стул. Он сел и неторопливо Сутру Сердца, а также пояснительные записки в конце. Он не мог удержаться:
— «Авалокитешвара Бодхисаттва Сострадания пребывал в совершенном созерцании практики Запредельного Совершенства Глубинной Мудрости и в совершенстве узрел, что даже пять сканд пусты от самобытия.
Шарипутра! Форма — пуста. Пустота — формна. Пустота есть не что иное как форма, а также форма есть не что иное как пустота. Точно так же пусты и ощущения, различения, формирующие факторы и сознание.
Шарипутра! Все вещи пусты: ничто не рождается, ничто не умирает, ничто не чисто, ничто не запятнано, ничто не увеличивается и ничто не уменьшается. Поэтому, Шарипутра в Пустоте нет форм…».