— Цукийоми Ками. Обычно пишется как 月を読む(счёт месяцев), и выражается как 月読(название луны), однако, насколько я помню, это также имеет значение 月に夜を見る(Наблюдение за луной ночью).
Сказала Мисудзу.
Короче говоря, если сложить Цукико и Йомико, получается «Цукийоми».
Это имя бога луны.
— Счёт месяцев и наблюдение за луной — одно и то же. Это значит видеть фазы луны и знать течение времени.
Время? Луна?
— В прошлом использовался лунный календарь. Наблюдая за луной, люди определяли смены сезона и сельскохозяйственный график.
Понятно. Значит смотреть на луну ночью было очень важно.
— Однако, Цукийоми-Ками — странный бог.
Сказала Мисудзу.
— Данна-сама, ты знаешь об Аматэрасу-но-Микото, да?
— Ну, я знаю, что это величайший японский бог. Богиня солнца.
— Цукийоми — младший брат Аматэрасу.
Бог солнца и бог луны — брат и сестра.
— Что касается другого брата, Сусаноо-но-Микото.
Хмм?
— Сусаноо, это тот, кто убил Ямато-но-Орочи, не так ли?
Спросил я.
— Да. Он не человек, а бог.
Ответила Мисудзу.
— Погоди, если Аматэрасу — бог солнца, Цукийоми — бог луны, тогда бог чего Сусаноо?
Что ещё осталось кроме солнца и луны?
Если он бог, то бог чего?
Я знаю о Сусаноо только то, что он победил Ямата-но-Орочи.
— В этом проблема.
Сказала Мисудзу.
— Аматэрасу, Цукийоми, Сусаноо родились одновременно от Идзанаги-но-Микото. Ты знал?
— Идзанаги и Идзанами, да?
По крайней мере я помню эти имена.
— Да. В японской мифологии Идзанаги-но-Микото и Идзанами-но-Микото родили саму сушу. Это миф о рождении островов.
Да.
Я помню, что читал об этом в книге, когда был ребёнком.
— Идзанаги — бог мужского пола, Идзанами — женского. Идзанами сказала: «Во мне чего не хватает», и Идзанаги ответил: «Я заполню эту пустоту», таким образом, он наполнил её, и родился японский архипелаг.
— Короче говоря, они занялись сексом и сделали ребёнка!
Нэи подытоживает.
То были метафоры для мужских и женских половых органов. Понятно.
— Затем Идзанами сгорела, родив бога огня, Кагуцучи. После этого Идзанами отправился в Йоми (загробный мир), чтобы найти погибшую Идзанами.
Сказала Мисудзу.
— Я знаю. В конце концов, муж вернулся из ада один, да?
— Это не ад. Это загробный мир.
Мичи?
— Для Господина это кажется одним и тем же, но ад загробный мир — это разные вещи.
— Существуют разные взгляды на жизнь и смерть в зависимости от религии. В буддизме и христианстве, ад — это место, где тебя наказывают за грехи, совершённые при жизни.
— Идзанами-сан родила бога огня и погибла из-за этого, то есть она не сделала ничего плохого и попала в ад? Я хочу сказать, что в японской мифологии нет понятий рая и ада. Все, кто умирают, попадают в Йоми, не важно, были они хорошими или плохими. В этом суть.
Мичи, Мисудзу и Нэи дружно учат меня.
Они много знают.
— Хорошо, на чём мы остановились, Идзанаги, который вернулся из загробного мира, провёл обряд очищения, чтобы вернуться на поверхность. Он омыл своё тело водой. Тогда родилось много богов.
— Первый ребёнок, Аматэрасу, родилась, когда Идзанаги омыл свой правый глаз. Цукийоми родился во время промывания правого глаза. И Сусаноо предположительно родился от мытья носа.
Рассказывают Мичи и Нэи.
А, понятно.
Я плохо помню подробности.
— Йо-тян, тебе не кажется это странным?
А? Что?
— Сначала от бога-мужчины и бога-женщины, занявшихся сексом, родились острова. После этого Идзанаги и Идзанами создали много других богов.
Д-да.
— Однако, после того, как Идзанами погибла и попала в загробный мир, Идзанаги создавал богов в одиночку.
А, погодите.
Да, правила поменялись.
— После того, как бог огня сжёг Идзанами, процесс рождения богов от секса прекратился.
Сказала Мисудзу.
— Кстати, расскажи о моменте, когда Идзанами заболела и родила бога рвоты, мочи и дерьма! Напомни, как его зовут?
Спрашивает Нэи.
— Мицуханоме-но-ками и Вакумусуби-но-ками.
Что и следовало ожидать от Мисудзу, она знает много, когда разговор заходит о моче.
— Сначала богов рождала Идзанами, но после её смерти новые боги рождались даже от слёз горюющего Идзанаги. Короче говоря, богов начал рождать бог-мужчина.
Бог-мужчина создаёт богов в одиночку.
Да, это резкая смена правил.
— В мифах, кажется, что боги мужского и женского пола, рождающие новых, это позднее явление. Японская мифология вернулась к старому стилю после смерти Идзанаги.
— Ближе к теме! После обряда очищения родились Аматэрасу, Цукийоми и Сусаноо!
Аматэрасу и Цукийоми из глаз.
Сусаноо из носа.
— Йо-тян, ты слышал имя Цукийоми раньше? Ты знал об этом?
— Нет, я мало что знаю.
— Да. Конечно. Он не особо известен. В конце концов, он никогда не появлялся в других мифах после рождения.
Не появлялся?
— Единственный миф о Цукийоми — это тот, где он убил Уке Мочи, но Ками, бога Хайнувеле.
— Действительно, это единственное упоминание о нём.
Я толком их не понимаю, но они хотят сказать, что о Цукийоми мало написано?
— Йо-тян, тебе не кажется это странным? Луна так важна для Японии, но о боге луны почти ничего не написано.
Да, это странно.
Все знают о боге солнца, Аматэрасу, но они не говорят о боге луны.
— И ещё есть Сусаноо. Их отец, Идзанаги, сделал Аматэрасу богом солнца, правителем «Такамагахара» (небес), а Цукиойми богом луны, который правит «Йору, но Осу Куни» (страной, которая есть ночью). В книгах пишут, что Сусаноо было приказано править океаном, но об этом мало информации. Как предполагается, Сусаноо не послушал отца и отправился в Йоми к своей матери.
— Прежде чем отправиться в Йоми, он захотел увидеть свою сестру, поэтому он пришёл в Такамагахару, но старшая сестра боялась, что Сусаноо может напасть.
— Чтобы избавиться от сомнений, Аматэрасу и Сусаноо дали письменную клятву. В результате родился бог. Первый — Мунаката-сандзодзин, после родились ещё пять богов. Все они были добрыми богами, так были доказаны благие намерения Сусаноо.
— Это секс между богами, да?
Мисудзу?
— Да. Бог-женщина Аматэрасу и бог-мужчина Сусаноо занялись сексом и сделали богов. Короче говоря, мифы вернулись к правилам Идзанаги и Идзанами.
П-понятно.
Нет, погодите.
— Аматэрасу и Сусаноо — брат и сестра, не так ли? Это было нормально тогда?
Спросил я на всякий случай.
— Я думаю они не родня.
Сказала Нэи.
— Дело в том, что мифы это не одна история, которую передают из поколения в поколение, это совокупность разных историй, рассказанных разными людьми.
— У каждого клана были свои мифы. Как правило, победивший клан переписывал мифы под себя, но это случалось не всегда.
— Если это была захватывающая история, то миф проигравшего клана также включался в мифы победившего. Так же как Римская империя переняла греческие мифы.
— Иногда мифы просто объединяются. Например, истории о короле Артуре, Тристане и Изольде были отдельными, но со временем Тристан стал одним из рыцарей круглого стола короля Артура.
Нэи и Мисудзу продолжают рассказывать.
Хоть кто-то понимает о чём они говорят?
Да, Рурико, Мичи, Мана и сёстры Такакура понимают их.
Я, Мегу и Агнес сидим с потерянными лицами.
— А, я поняла! Значит Сусаноо был добавлен в мифы позже, да?
Эдди?
Ты поняла?!
— Думаю да.
Сказала Мисудзу.
— Храм Аматэру в Цусиме посвящён Аматэрасу. Храм Цукийоми располагается в Сануки. Однако, у Сусаноо нет храма. Люди с древности верили в бога солнца, Аматэрасу, и бога Луны, Цукийоми.
Понятно.
Аматэрасу и Цукийоми изначально являлись богами.
— Сусаноо — бог-герой. Короче говоря, он был обожествлён за свои деяния. Поэтому он стал богом.
Бог-герой.
— Йо-тян знает легенду о Сусаноо. Он доказал свою невинность в укеи (ритал гадания синто), чтобы попасть в Такамагахару, но в итоге пришёл в бешенство, из-за чего Аматэрасу отступила в Ама-но-Ивато. Таким образом, Сусаноо был изгнан из Такамагахары.
— Затем он спустился на землю Идзумо и победил Ямата-но-Орочи. После этого провинция Идзумо начала процветать.
А, я знаю об этом.
— Короче говоря, Сусаноо стал героем, потому что он победил Ямата-но-Орочи, и истории о герое, победившем Орочи, и Аматэрасу из Такамагахары объединились.
— Да, ты почти прав, но есть одна загвоздка.
Нэи?
— В Нихон сёки, написано, что это событие произошло в Идзумо.
Сказала Мисудзу.
— Но оно не описано в Идзумо Фудоки.
Нэи продолжает.
— Фудоки — книга в императорском дворце, в которую записывались все события периода Нара. В ней описано множество названий, мест и легенд, но большинство из них утеряны, даже сейчас не удаётся восстановить все записи, но к счастью записи об Идзумо сохранились.
— И как сказала Нэи-тян, легенды о Ямата-но-Орочи там нет.
То есть она не была записана.
— Короче говоря, Ямата-но-Орочи не является легендой Идзумо.
Серьёзно?
— Правительственные чиновники ответственно заполняли книгу и редактировали соответственно приказам. Будь это легендой Идзумо, они бы обязательно оставили запись о ней.
— Это правда, что история Сусаноо произошла в Идзумо. Это известно, так как с древних времён там существовал храм, поклоняющийся Сусаноо.
Сусаноо настоящий.
— Возможно Сусаноо был королём Идзумо и присвоил себе легенду о победе над Орочи из другого региона.
— Есть похожие примеры. Так как Фудзивара, но Хидесато победил Таира, но Масакадо, теперь Тавара, но Тота (Хидесато) тот, кто убил гигантскую многоножку!
Фудзивара, но Хидесато был реальным человеком.
А вот многоножка нет.
— Мы пришли к тому, что у Сусаноо был реальный прототип, но можно ли было включать его в легендарные мифы об Аматэрасу и Цукийоми?
Он даже достиг Такамагахара.
Сусаноо родом из Идзумо, простой человек.
— Нет, я думаю, что это было основой для истории про Ама-но-Ивато.
Сказала Нэи.
— Как вам такое? Был король Идзумо, который являлся прототипом Сусаноо. Затем этот король пришёл в соседний регион для переговоров. Конечно же, они боялись, что Сусаноо хочет захватить их.
Да.
— Поэтому Сусаноо сказал: «Это не так. Я пришёл сюда, чтобы построить дружеские отношения» и поклялся перед богом. Затем он занимался сексом с принцессой или со служительницей храма. В общем, породнился с соседями. Соответственно у них родились дети.
Это и есть ритуал, проведённый Сусаноо и Аматэрасу?
— В итоге Сусаноо или его армия сделали что-то плохое и были изгнаны.
А это изгнание Сусаноо из Такамагахары.
— Поскольку это пересказывалось разными людьми, хронология и контекст переменились. В любом случае, мифы Аматэрасу и Сусаноо перемешались и приняли нынешнюю форму.
Сказала Нэи.
— А что насчёт Ама-но-Ивато?
— Хмм. Я думаю, Аматэрасу появляется в легенде о Ама-но-Ивато, потому что это связано с легендой Сусаноо.
А, персонаж, фигурирующий в истории Сусаноо, называется Аматэрасу.
— Следовательно, человек, который скрывался в Ама-но-Ивато, возможно и является прототипом Аматэрасу. Или, быть может, это история о старой служительнице, которая погибла и была заменена новой.
— Или произошло солнечное затмение.
Сказала Мисудзу.
— Но это было так интересно, что превратилось в легенды, понимаешь!
Эдди прочитала много книг по мифологии.
Она очень умная девочка.
— В историях Сусаноо и Аматэрасу нет прототипа Цукийоми. Если тогда не было историй о реальном человеке, значит их не было и о Цукийоми. В этом суть.
Анализирует Эдди.
Я понял, реальные прототипы делали что-то под именем бога и создавали легенды.
Про Цукийоми практически нет историй.
Значит у него не было прототипа.
— Идзанаги очистился после возвращения из загробного мира. Аматэрасу родилась, когда он омыл правый глаз, а Цукийоми родился из левого глаза. Это поэтический образ. Подразумевается, что солнце и луна — это глаза бога в небе.
Понятно.
— После этого он помыл свой нос и родился Сусаноо, это так сказать новая редакция мифа, которая оставляет странное впечатление. Дикий мужчина родился вместе с луной и солнцем.
Нэи права, миф был дополнен.
— Итак, вернёмся к основной теме.
Нэи смотрит на Цукико.
— Я слышала, что у храма Такакура очень длинная история.
Цукико не отводит взгляд.
— Ваши имена, «Цуки» и «Йоми», являются отсылкой к богу Цукийоми, не так ли?
Цукико подняла взгляд.
— Да, именно так.
— Короче говоря, ваша история даже старше Нихон сёки?
— Да.
Нэи улыбнулась после ответа Цукико.
— Понятно, так и знала. Моя догадка оказалась верной, Йо-тян.
Нэи смотрит на меня.
— Я выяснила что хотела и теперь могу вернуться к фотографированию.
Сказала она и взяла камеру.
— Й-Йя-тян, что ты выяснила?
— Не скажу~ Спроси Ми-тян, если хочешь.
Что происходит?
— Мисудзу?
Я смотрю на Мисудзу.
Затем.
— Подумать только, Дедушка опять одурачил нас.
Дедудя?
— Я догадывалась, что до этого дойдёт. Когда Дедуля много говорит, он что-то планирует.
Рурико улыбается.
— Простите, но я ничего не понимаю.
Я сдаюсь.
Почему все мои женщины умнее меня?
— Цукико-сама, позволь спросить кое-что.
Сказала Мисудзу.
— Спрашивай.
— Не могла бы ты сказать имя своей матери?
Служительница храма Такакура, мать Цукико и её сестёр.
— Хадзуки.
Хадзуки.
Цуки.
Цукико.
Луна ещё одна «Цуки».
— А в храме Такакура у вас были и другие родственники, да?
— Да.
Насколько я знаю, якудза, которых захватил храм Такакура, поставил нового священника из родственников Такакура.
— Среди них есть человек, имя которого содержит «Йоми»?
— Да, мою тётю зовут «Кийоми».
Кийоми.
Йоми.
Йомико.
— А эта тётя сестра твоей мамы?
— Да, она младшая сестра мамы.
Мисудзу улыбается.
— Спасибо. Теперь я соединила все точки.
А?
— Мне всё было интересно, у матери Цукико-сама три дочери, но ведь были и другие служительницы храма.
Служительницы до матери Цукико?
А.
Служительницы выступают посредницами в спорах якудза.
Они занимаются сексом с обоими боссами и рожают ребёнка.
Конфликт заканчивается с его рождением.
— Я думаю о детях прошлых служительниц храма.
Точно.
С нами сейчас две.
Цукико и Луна являются детьми арбитража.
— Данна-сама, ты понял правила имени Такакура-сама?
Цукико, Луна.
Если их имя содержит «Цуки», значит они дети арбитража.
Их отцы — боссы якудза.
Йомико.
Её имя содержит «Йоми», значит она дочь священника и служительницы.
— Имя мамы сестёр — Хадзуки, в храме сейчас находится девушка с именем Кийоми.
Хадзуки. Цуки.
Кийоми. Йоми.
Цуки. Йоми.
Цукийоми.
При этом они сёстры.
Тогда это значит…
— Они родились от предыдущей служительницы.
Возможно Хадзуки-сан дитя арбитража, дочь босса якудзы.
Кийоми-сан — дочь прошлого священника.
— Таким образом храм Такакура соединяет кровь своих служительниц.
Сказала Мисудзу.
— «Цуки» и «Йоми» поочерёдно становятся служительницами.