«Недельный обзор бокс-офиса: “Саммер” подняла посещаемость кинотеатров, волшебный юноша вновь выпустил кассовую бомбу» — Yahoo Entertainment.
«Блокбастеры проигрывают инди, несчастная любовь захватила рождественский кинорынок по всему миру», — Sina Entertainment.
«Как дальше жить без тебя? “500 дней лета” объясняют скрытый смысл любви», — Yahoo Taiwan.
«Общее мнение критиков: “500 дней лета” — достоверная романтика», — Rotten Tomatoes.
«“Саммер” покоряет мировых критиков, волшебный юноша штурмует романтический жанр», — Metacritic.
«Самый приятный сюрприз со времён “Светлячка”, волшебный юноша легко выхватил рождественское чемпионство»…
2005 год определённо был одним из значимых годов в истории кино и тем более великолепным годом в истории научно-фантастического кино: завершилась трилогия приквелов «Звёздных войн», «Светлячок» всколыхнул весь мир… Не сосчитать, сколько было важных и ярких событий, они непременно станут жирным штрихом в истории кино. С наступлением 30 декабря этот год почти подошёл к концу, практически определились различные ежегодные рейтинги кассовых сборов фильмов и студий. Не считая недели с 30 декабря по 5 января, определился последний недельный лидер североамериканского проката в 2005 году.
113 миллионов долларов! «500 дней лета», выйдя в 3351 кинотеатре Северной Америки, показали сумасшедший, фантастический результат, средняя прибыль с каждого кинотеатра составила 33 769 долларов, в этом месяце текущего года это была крупнейшая сумма, заработанная за премьерную неделю и вообще за одну неделю. «Хроники Нарнии» (81,33 миллиона за премьерную неделю), «Кинг Конг» (71,27 миллиона) и другие блокбастеры оказались унижены!
«Это нельзя назвать прорывом в малобюджетном независимом кино и романтических комедиях, потому что только феноменальный режиссёр Ван Ян способен создать такой феномен. Никто на этой планете уже не может остановить его», — так шуточно комментировал на Yahoo автор еженедельного обзора бокс-офиса. Опрос людей, выходивших из кинотеатров, показал, что 60% зрителей «500 дней лета» — люди от 18 лет и старше, 59% зрителей — женская аудитория, это означало, что на фильм по большей части ходили парочки, а не семьи с детьми; в то же время волшебный малыш вновь активизировал женщин, хотя «500 дней лета» — мужское кино.
«Унылая обстановка на кинорынке никак не повлияла на Ван Яна, он заставил зрителей пойти в кинотеатры, он тот самый, кто ведёт за собой рынок», — делился своим мнением Пол Дергарабедиан, глава фирмы по отслеживанию кассовых сборов Exhibitor Relations. Он заявил: «Это как концерт. В каком бы жанре ни был фильм, главное, чтобы его снял волшебный юноша, для зрителей это уже веская причина, чтобы сходить в кино, и так будет продолжаться, пока однажды они не вернуться домой разочарованными. Но за семь лет такого не случалось ни с одним из десяти фильмов. Сейчас наступила его эпоха».
В рождественском сезоне 2000 года в смертельной схватке сошлись «Джуно» и «Изгой», в итоге первая с небольшим отрывом в 969,1 тысячи долларов одержала победу на рождественской неделе с 22 по 28 декабря, её сборы за премьерную неделю составили 70,62 миллиона (2712 кинотеатров).
В 2002 году «Похмелье» стало лидером недели с 13 по 19 декабря, заработав 85,09 миллиона (2875 кинотеатров), а на второй неделе с 21 по 26 декабря проиграло шедшему первую неделю «Властелину колец 2».
В 2003 году «Дьявол носит Prado» в процессе ожесточённой битвы с критиками завоевал недельное лидерство с 12 по 18 число, заработав 74,69 миллиона (3056 кинотеатров), а на второй неделе с 19 по 25 число проиграл шедшему первую неделю «Властелину колец 3».
Ван Ян четыре раза совершал рождественский поход и всегда в премьерную неделю становился чемпионом, но ранее только один раз удавалось завоевать лидерство в настоящую рождественскую неделю. Теперь же, спустя пять лет, солнечный волшебный юноша возвратился на съёмочную площадку и вернул титул чемпиона рождественской недели, причём сделал это с абсолютным преимуществом!
Суммарный североамериканский бокс-офис всех фильмов на этой неделе составил 365 миллионов, почти догнав пиковый результат недели с 26 декабря 2003 года по 1 января 2004 года (371 миллион) и избавив кинорынок от упадка, длившегося много месяцев после «Светлячка». «До смерти люблю волшебного юношу!» Не нужно много рассказывать, как сильно радовались владельцы кинотеатров. Почему они до смерти любили волшебного юношу? Потому что на прошлой неделе с 16 по 22 число суммарный бокс-офис составил всего лишь 200 с лишним миллионов! Только подумать: без этой бомбы, без этого адреналинового укола сейчас сумма могла бы быть куда скромнее.
На втором месте по сборам разместились «Хроники Нарнии», этот фэнтезийный блокбастер заработал на третьей неделе проката 58,54 миллиона (3853 кинотеатра, в среднем 15 196 долларов), общие североамериканские сборы приблизились к 200 миллионам.
На третьем месте был «Кинг Конг» с 55,41 миллиона (вторая неделя проката, 3576 кинотеатров, в среднем 15 495 долларов), общие североамериканские сборы приблизились к 150 миллионам.
Тут можно было провести разграничительную линию, сверху которой находились “три блокбастера”, а снизу — несчастные новинки. На четвёртом месте были «Аферисты Дик и Джейн» с 27,18 миллиона, на пятом — «Оптом дешевле 2» с 24,54 миллиона, на шестом — перешедшие на широкий прокат «Мемуары гейши» с 13,32 миллиона (1547 кинотеатров, было 52), на седьмом — шедшая вторую неделю новинка «Привет семье!» с 12,16 миллиона.
«Ходят слухи» с Дженнифер Энистон в главной роли, получив 20%, 13% и 51% свежести на Rotten Tomatoes, превратился в низкосортный фильм, который на этой неделе за пять дней собрал 9,07 миллиона.
А хоррор «Волчья яма» от The Weinstein Company стал низкосортным фильмом с 53%, 52% и 50% свежести и 5,4 миллиона за первую неделю проката…
Что касается двух фильмов, шедших в ограниченном прокате, то «Мюнхен» заработал 9,51 миллиона (532 кинотеатра); «Горбатая гора» заработала 6,61 миллиона (270 кинотеатров), её общие сборы повысились до 12,58 миллиона.
Полный разгром! «500 дней лета» с производственным бюджетом в 15 миллионов не только истерзали соперников, который встретились на этой неделе, но и заставили соперников прошлых лет почувствовать себя беспомощными. Благодаря заработанным за первую неделю 113 миллионам, фильм оказался на 17-м месте в рейтинге самых кассовых романтических комедий в Северной Америке (с 1978 года по настоящее время), а картин, заработавших более 150 миллионов, было всего шесть штук, и только одна заработала более 200 миллионов. Сейчас весь ужас состоял в том, что «500 дням лета» понадобилось каких-то семь дней, чтобы преодолеть отметку в 100 миллионов! Данная работа занимала 22-е место в рейтинге самого быстро сбора 100 миллионов. Какие фильмы её окружали?
На 19-м месте — «Люди Икс 2», на 20-м — «Парк Юрского периода 2», на 21-м — «Гарри Поттер и Тайная комната», собравшие за шесть дней 102 миллиона, итоговый североамериканский бокс-офис — 261 миллион; на 23-м месте — «Послезавтра» с бюджетом в 125 миллионов, собравшее за семь дней 100 миллионов, североамериканский бокс-офис — 186 миллионов; на 24-м месте — «Час пик 2», на 25-м — «Брюс Всемогущий», на 26-м — «В поисках Немо»…
Теперь плечом к плечу с этими высокобюджетными махинами стоял инди-фильм. Дерзко! Полгода назад, когда волшебный юноша анонсировал новый проект, СМИ и киноманы и представить себе не могли такую ситуацию! Это был первый раз, когда фильм в статусе романтической комедии такими бешеными темпами распродавал кинобилеты. Достанется ли ему первое место в списке самых кассовых романтических комедий? Учитывая чрезмерно высокие оценки и последующий “эффект волшебного юноши”, Exhibitor Relations, Box Office Mojo и другие сайты прогнозировали, что «500 дней лета» с вероятностью 99% заработают 200 миллионов в Северной Америке, даже не исключено, что будет 250 миллионов.
«Чудеса всегда творятся людьми, а человека, который постоянно творит чудеса, зовут Ван Ян», — так написали в конце статьи на Yahoo Entertainment. «500 дней лета» стали третьим фильмом Ван Яна, который заработал более 100 миллионов за одну неделю. «Светлячок» имел 236,5 миллиона, «Район №9» — 131 миллион, затем шла “Саммер”. А ещё фильм занял четвёртое место по сборам за премьерную неделю в этом году, на первом месте был «Светлячок», на втором — третий эпизод «Звёздных войн» со 150 миллионами, на третьем — «Гарри Поттер и Кубок огня» со 146 миллионами и затем шла “Саммер”.
Из всего этого можно было понять, насколько эффектен «Светлячок», насколько популярен волшебный юноша и насколько хороша “Саммер”!
Но Блез С., Лоис Г. и другие киноманы, давно сделавшие категоричные заявления, ничуть не удивились. Блез Г. написал в комментариях к «Недельному обзору бокс-офиса»: «Грустно! Это я про “500 дней лета”, а также про этот рейтинг, эти несчастные фильмы заслуживают утешения! В чём они провинились? Зачем их выпустили в одно время с волшебным юношей? Пожалуй, это самая большая ошибка».
Лоис Г. же написала: «На втором месте — “Хроники Нарнии”, но гордиться тут нечем».
Элизабет В. написала: «Ранее один мой друг сказал: “Ван Ян не умеет снимать романтическое кино, плюс он получил травму и пытается показушничать, на этот раз он останется в дураках”. Я только что позвонила ему и сказала: “Смотри, сука!”»
«“Светлячку” не хватает нормального красивого женского пола и нормальной любви», — оценка: 60 баллов, Тай Бёрр, «Бостон Глоб».
«Этот фильм околдовал меня искрящимся весельем, искренней красотой и потрясающей актёрской игрой», — оценка: 95 баллов, Тай Бёрр, «Бостон Глоб».
Хейтер стал фанатом! Полгода назад Тай Бёрр был одним из немногих, кто дал среднюю оценку «Светлячку», выразив недовольство тем, что режиссёр не умеет обращаться с женскими персонажами. Критики уже давно за это укоряли Ван Яна, далеко не один человек жаловался, что его произведениям недостаёт ухода за женщинами, даже если и присутствовал так называемый элемент романтики. Когда он в начале июля анонсировал «500 дней лета», Rotten Tomatoes так это прокомментировал: «Похоже, война между Яном и критиками не закончится».
И вот, “летняя битва” разразилась и принесла кое-какие результаты. Кто оказался победителем?
Спустя семь дней после премьеры оценка «500 дней лета» в топ-250 на IMDb всё-таки опустилась до 8,5 балла (113 572 голоса) и временно стабилизировалась, а зрительский рейтинг на Rotten Tomatoes просел до 92% свежести (731 926 голосов). Основная масса зрителей, поставивших низкие оценки, была недовольна общим стилем фильма, особенно им не понравилась хаотичная структура повествования, вдобавок “грустная комедия” и “неголливудская концовка” тоже закидывались тухлыми помидорами, многим хотелось “банальной” свадьбы главных героев.
Тем не менее оценка среди всех критиков составила 92% свежести (171/185) и среди топ-критиков — 95% свежести (40/42). Кто оказался победителем?
Джеффри Вестхофф из «Northwest Herald» не желал признавать поражение. Поклявшийся быть хейтером Ван Яна до самого конца, он поставил 2 балла из 4: «Все амбиции фильма кажутся искусственными, его стилистика вынуждает напрягать мозг, чтобы что-то отыскать для себя. Очень скучно и непонятно». Очевидно, он нашёл для себя отличный аргумент: если убрать специфический стиль фильма, в чём его особенность? Его взгляд на любовь вовсе не нов.
Однако блог Вестхоффа по-прежнему не смог избежать насмешек со стороны фанатов Ван Яна. Вэлери написала: «Конечно, с твоим-то IQ тебе лучше смотреть “Идеального мужчину” и “Высший балл”».
Логан Г. написал: «Ого! Я нашёл “Сорокалетнего девственника”, теперь понятно, почему сокращается население».
Дарон Л. написал: «Мой случай, наверное, довольно уникальный, я ходил в кино вместе с семьёй, мой 10-летний брат сказал, что эта очень крутая стилистика!»
Вне всяких сомнений, победил волшебный юноша, победила “Саммер”, сейчас был момент торжества фанатов Ван Яна! Все обиды, которые приходилось ранее держать в себе, выплеснулись наружу!
Поэтому и к другим критикам, поставившим гнилые помидоры, отнеслись так же, как к Вестхоффу. Дэвид Эдельштейн из «New York Magazine», Джо Моргенштерн из «Уолл-стрит джорнэл», Лиам Лейси из «The Globe and Mail», Кимберли Джонс из «The Austin Chronicle»… Кто-то был традиционным хейтером, кто-то выражал недовольство фильмом, но, в отличие от войны с «Дьявол носит Prada», на этот раз мало кто стоял на их стороне, всё больше и больше людей закидывало их дерьмом.
Кирк Ханикатт из «The Hollywood Reporter», Бен Манкевич из «В кино», Дана Стивенс из «Slate», Майкл Филип из «Чикаго трибюн»…
«Просмотр этого фильма стал приятным опытом, почти каждая сцена наполнена весельем. И глазом не успел моргнуть, как уже пролетел вечер. Тебе не хочется, чтобы фильм когда-нибудь заканчивался. Конечно, если во время просмотра приспичит в туалет, хочется, чтобы его поставили на паузу».
Критик Роджер Эберт неустанно нахваливал картину в «Чикаго Сан», поставив высшую оценку “A+”. В своей подробной рецензии он, как и многие североамериканские критики, сперва высказал свои общие впечатления, затем рассказал о режиссёре и сценарии, пересказал сюжет, оценил актёрскую и продюсерскую работу и в конце осведомил о закадровых моментах.
Он продолжал писать вступление: «Самым незабываемым эпизодом был момент, когда главный герой Том после первого занятия любовью с главной героиней Саммер вышел из дома со счастливым лицом, а потом начал танцевать. Это вызвало во мне прекрасные чувства. Закройте глаза, представьте, что вы мчитесь по полю в ясную погоду, вас сопровождает ненадоедливая пташка, вокруг витает аромат цветов, дует слабый ветерок. Дайте волю воображению, всё такое чудесное, я рад видеть, что солнечный юноша вернулся».
«Нельзя сказать, что сюжет сложный или оригинальный, но он состоит из множества искренних деталей, которые и дарят свежие ощущения. Не буду слишком много говорить о молодёжи, родившейся в 80-х, но я не считаю “Рыцаря дорог” лучшим сериалом. Фильм прекрасно справился с ролью романтической комедии, дающей свой взгляд на любовь. В отношениях мы верим только в то, во что хотим верить, вот почему фильм такой притягательный. Он достоверный, натуральный, уважает зрителей».
Эберт, похоже, пребывал в отличном, бодром настроении. Далее он написал: «Ван Ян снова великолепно себя проявил. После “Светлячка” он походил на рыцаря, после “500 дней лета” он походит на поэта. Кто говорил, что он не умеет снимать романтику? Этих людей нужно наказать. Надеюсь, в следующий раз они скажут: “Он не умеет снимать военное кино”, потому что меня уже достали эти смехотворные “эпопеи”. Поэт волшебный юноша провёл вскрытие любви. Видели картинки по анатомии человека? Он как раз так и поступил, поэтому во время просмотра вы можете почувствовать отвращение к любви, а также испытать болезненные ощущения».
Далее, представляя сюжет, старик живо рассказал о нескольких классических сценах, которые ему понравились, и похвалил игру главных актёров. Он написал: «Когда Натали Портман работает с Ван Яном, она словно маленький ребёнок, получивший любимую игрушку, — выкладывается по максимуму, но это не есть хорошая привычка, ибо в других фильмах её игра кажется какой-то шуткой».
Кроме того, он как следует похвалил добросовестную продюсерскую работу и уникальную стилистику фильма.
В конце он написал: «Если вы не в курсе, то до начала съёмок Ван Ян находился на грани смерти, а во время съёмок он мог пользоваться только одной рукой, к тому же приходилось терпеть боли после сотрясения мозга… Период от препродакшна до премьеры занял полгода, поэтому вы должны понимать, что у фильма была масса причин для провала, но сейчас у него есть масса причин для похвалы. Перед написанием рецензии я навёл справки, британские СМИ тоже восторгаются фильмом, то же касается и американских СМИ, его сравнивают с прохладным морсом, мороженым, замороженным коктейлем, меню с прохладительными блюдами, а кто-то называет его “Энни Холл”. 28 лет назад я присутствовал на премьере “Энни Холл”, три года назад снова её пересмотрел и с удивлением обнаружил, что каждая сцена кажется такой родной и знакомой, оказалось, я никогда не забывал этот фильм. Уверен, через 25 лет, когда буду пересматривать “500 дней лета”, будет так же, если я, конечно, ещё буду жив».
Эту рецензию Роджера Эберта массово и горячо поддержали фанаты Ван Яна. Далеко не один фанат заявил, что у Ван Яна новое прозвище — “волшебный поэт”, хотя это прозвище следовало бы присвоить ему ещё во времена «Светлячка», где в финальной сцене запрятан танский стих. Также многие фанаты бежали к Ван Яну в блог и оставляли сообщения вроде: «Ты не умеешь снимать комедии», «Ты не умеешь снимать спортивное кино», «Ты не умеешь снимать ужастики». Ван Ян будто являлся живым деревом желаний, но чтобы желание осуществилось, надо было раззадорить это дерево и заставить его лично высказать желание.
Хотя в отличие от таких фильмов, как «Я — легенда», «Тёмный рыцарь», «Олдбой» и «Железный человек», «500 дней лета» было решено снять ещё до того, как “повредился мозг”, фанаты уже вовсю ликовали и праздновали полную победу! Не только хейтеры среди критиков и интернет-пользователей подвергались беспощадной бомбардировке, но и те, кто в реальной жизни осмелился сказать что-то плохое про Ван Яна, подвергались насмешкам со стороны своих друзей.
«Ха-ха-ха…» Например, Эвелин, Элис и другие подкалывали друзей-хейтеров и весело хохотали над ними до тех пор, пока те не признавали поражение: «Ладно, он умеет снимать романтическое кино, я ошибался! Но это не значит, что другие его решения правильные».
Правильные? Неправильные? Суммарный североамериканский бокс-офис Flame Films за 2005 год достиг поразительного уровня и завершил не законченный в прошлом году подвиг. Преодолеть отметку в 1 миллиард долларов? Уже давно сделано! А кто ещё в этом году преодолел отметку в 1 миллиард?