«“Светлячок” неудержим в первую неделю проката и вписывает новые страницы в историю североамериканского кино», «Рождение легенды! “Светлячок” заработал 236 миллионов за первую неделю североамериканского проката и побил десять рекордов по сборам»…
«Еженедельный обзор бокс-офиса материкового Китая: “Светлячок” легко завладел лидерством и установил множество рекордов», — Tencent Entertainment.
«Еженедельный обзор бокс-офиса Гонконга: “Светлячок” стал главным объектом внимания всего города», — Wenwei News.
«Еженедельный обзор бокс-офиса Тайваня: “Светлячок” волшебного юноши возглавляет рейтинг», — TTV News.
«Еженедельный обзор бокс-офиса Южной Кореи: Flame снова наступает, билеты на “Светлячка” молниеносно раскупаются», — Yahoo Korea.
«Еженедельный обзор бокс-офиса Великобритании: великолепная победа “Светлячка”, “Бэтмен” на втором месте, — Yahoo UK.
«Еженедельный обзор бокс-офиса Австралии: “Светлячок” бешено атакует», — Vanguard Australia.
Франция, Германия, Греция, Мексика… «Еженедельный обзор мирового бокс-офиса: “Светлячок” — бог, снизошедший в наш мир», — Yahoo Entertainment.
Box Office Mojo, The Numbers, IMDb, Rotten Tomatoes, «USA Today», Sina, Souhu, NetEase, TOM…
236 590 511 долларов, более 236 миллионов! В среднем каждый из 3845 кинотеатров принёс по 61 531 доллару, такого легендарного результата «Светлячок» добился с 17 по 23 июня, став лидером еженедельного североамериканского проката! Оставшиеся позади соперники изумлённо и горько вздыхали.
Многие газеты рвались написать новость. Yahoo Entertainment в свежем обзоре на новинки сообщил: «Томительное двухлетнее ожидание наконец-то закончилось. Серенити поднялся в воздух, на Новой Шаньси раздаётся пафосный гул, Ван Ян вернулся на большие экраны, казалось, вот-вот разразится летняя битва… На этой неделе в компании волшебного юноши свой первый уикенд также встретили экранизация классических комиксов “Бэтмен: Начало” (всем нам известен этот супергерой) и явно неуместная романтическая комедия “Идеальный мужчина”.
Пожалуй, никто не ожидал, что события развернутся таким образом. Встреча со “Светлячком” подобна шекспировской трагедии: какое бы авторитетное, высокое положение ты ни занимал, какой бы сильный характер ни имел, тебя в конечном счёте ждёт смерть и забвение.
“Бэтмен и Робин” 1997 года принесли своему хозяину Warner Bros. огромные хлопоты, из-за чего студия долгие годы не решалась браться за сотрудничество с этим супергероем. И вот, спустя восемь лет, Даррен Аронофски снял “Бэтмена: Начало” с Кристианом Бэйлом в главной роли, попытавшись вытащить Брюса Уэйна из позорной трясины и добиться аплодисментов и славы, которых заслуживает Бэтмен. Режиссёр Аронофски действительно произвёл глубокое впечатление новым Бэтменом, сделав из Брюса Уэйна комиксного героя оскаровского уровня, однако он покорил критиков (85%, 82% свежести на Rotten Tomatoes), но не зрителей, тем более его соперниками стали Ван Ян и “Светлячок”.
Тут не нужно много комментариев. Кто ещё не знает про “Светлячка”? Если вы не знаете, значит, вы абсолютно оторваны от нашей реальности.
Скупленные давным-давно по предпродаже билеты на первый сеанс, добавление ночных сеансов в 3 часа и 6 часов, а также нетерпеливость и повышенное внимание мировых зрителей уже говорили о незаурядности “Светлячка”. И действительно, как только состоялась премьера 17 числа, в пятницу, фильм не встретил никаких препятствий ни в плане отзывов, ни в плане сборов, он сумел побить почти все рекорды кассовых сборов… 60,35 миллиона за премьерный день, 159,4 миллиона за премьерный уикенд, 236,5 миллиона за первую неделю — всё это знаменует рождение легенды!
На этом фоне прибыль “Бэтмена” кажется ничтожной, как пылинка, которую невозможно разглядеть. Видимо, сказались давление “Светлячка” и дурная репутация предыдущей экранизации, но при таких условиях 30,27 миллиона — уже очень даже неплохой результат. Зато ничем не подкупающий, вульгарный, унылый “Идеальный мужчина” со своими 3,25 миллиона выглядит на фоне “Светлячка” ещё большим посмешищем, Universal наверняка раскаивается о своём решении назначить прокат в этот срок, но, судя по оценкам и отзывам (5% и 10% свежести на Rotten Tomatoes), студии лучше начать думать, как извлечь прибыль с дальнейших продаж DVD.
Предыдущая режиссёрская работа волшебного юноши “Дьявол носит Prada” хоть и получила низкие оценки от критиков, но за счёт превосходных массовых отзывов зрителей и активизировавшейся женской аудитории в итоге собрала 235 миллионов в Северной Америке и 558 миллионов в мировом прокате, эти впечатляющие результаты позволили режиссёру сохранить звание “волшебного”. Благодаря такому успеху Ван Ян и Flame Films преисполнились уверенности, в результате чего в производство ушёл блокбастер “Светлячок” с участием Джессики Альбы и группы знаменитых и начинающих актёров.
Но, как всем известно, на поздней стадии съёмочного процесса Джессика Альба неожиданно слегла, у капитана Торнадо, который изначально планировался Ван Яном как короткое камео, увеличилось число боевых сцен, благодаря этому “Светлячок” покрылся ещё большим слоем таинственности, капитан Торнадо стал для всех самым ожидаемым героем.
Шутка, маркетинговый штурм Flame Films в основном опирался на капитана Мэла, Ривер и Синюю Перчатку (стоит заметить, что у компании были странные рекламные партнёры, например, Domino’s Pizza, FedEx). Конечно, ещё на YouTube бурно проходил конкурс пародийных трейлеров. Согласно заявлению Flame, расходы на рекламу составили 100 миллионов долларов, фильм не успел выйти в прокат, как уже снискал громкую славу. Сложно сказать, насколько сильный рекламный эффект произвели технология IMAX, камео волшебного юноши и распиаренный как “чудо-актёр” Хит Леджер и насколько сильно повлияли на кассовые сборы новости о свадьбах Ван Яна, Роберта Дауни-младшего, Хита Леджера и беременности их жён. Тем не менее многие по одной из этих причин и пошли в кинотеатры.
Поэтому интерес народа к “Светлячку” с приближением даты премьеры продолжал расти и в конечном счёте извергнулся, как вулкан. “Светлячок” не разочаровал их, и они не разочаровали его, помогая ему ставить один за другим рекорды, при виде которых может отвиснуть челюсть.
Всю любовь и презрение можно объективно представить в фактических данных. Ниже приведены десять основных североамериканских рекордов по кассовым сборам фильма после одной недели проката:
1. Самые большие сборы в истории за премьерный день — 60,35 миллиона (предыдущий рекорд: “Звёздные войны: Эпизод III”, 50,01 миллиона).
2. Самые большие сборы за один день — 60,35 миллиона (предыдущий рекорд: “Звёздные войны: Эпизод III”, 50,01 миллиона).
3. Самые большие сборы за уикенд — 159,4 миллиона (предыдущий рекорд: “Человек-паук”, 114,8 миллиона).
4. Самые большие сборы за семь дней — 236,5 миллиона (предыдущий рекорд: “Человек-паук”, 151,6 миллиона).
5. Самые большие сборы за семь дней в одном кинотеатре — 61 531 доллар (предыдущий рекорд: “Паранормальное явление”, 37,517 миллиона в 750 кинотеатрах, 50 023 доллара в одном кинотеатре, учитывается только широкий прокат).
6. Самые большие сборы за полуночный сеанс — 18,76 миллиона в 3050 кинотеатрах (предыдущий рекорд: “Звёздные войны. Эпизод III”, 16,9 миллиона в 2915 кинотеатрах).
7. Самые большие сборы за уикенд в кинотеатрах IMAX — 8,1 миллиона в 64 залах IMAX (предыдущий рекорд: “Звёздные войны III”, 2,7 миллиона), в одну только субботу полные залы принесли 3,75 миллиона.
8. Самый быстрый сбор 100 миллионов — два дня (прошлый рекорд: “Человек-паук”, три дня).
9. Самый быстрый сбор 150 миллионов — три дня (прошлый рекорд: “Звёздные войны. Эпизод III”, четыре дня).
10. Самый быстрый сбор 200 миллионов — пять дней (прошлый рекорд: “Человек-паук 2” и “Звёздные войны. Эпизод III”, восемь дней).
А ещё самые большие сборы в премьерный день за июнь и летний сезон; самые большие сборы в не премьерный день за вторник, среду, четверг; самые большие сборы за первые четыре дня, первые пять дней, первые шесть дней, первые семь дней; самые большие сборы за премьерный уикенд и понедельник среди фильмов с рейтингом PG-13…
В общем, имеются любые рекорды, которые вы можете себе представить, ничто не устоит перед “Светлячком”… Всего за неделю он уже занял второе место в списке самых кассовых фильмов летнего сезона 2005 года, к тому же нет никаких сомнений, что скоро он обгонит третий эпизод “Звёздных войн”, у которого 352 миллиона, и станет номером один.
Ещё более поразительны оценки критиков на “Светлячка”, которые уже настолько высокие, что не поддаются описанию. Мы, Yahoo, присвоили “A+”, на Rotten Tomatoes 97% и 100% свежести, на Metacritic 95 баллов, на BFCA 97 баллов…
Средняя оценка СМИ составляет 89 баллов, 20 ведущих печатных изданий дали 100 баллов: “Нет лучшего летнего блокбастера, чем этот”, “Он пристыдил Голливуд”, “Магия Яна достигла желанного уровня, украшением этого незабываемого космического авантюрного путешествия является Синяя Перчатка, которого Леджер вписывает в историю кино”, “Определённо самый притягательный, самый эмоциональный, самый идейный за последние годы фильм с комическими сражениями”, “Лучезарный, пышный, ослепительный”, “Хоть фильм и длится два с половиной часа, длинная история не хаотична и насыщена событиями, невозможно отвести взгляд от экрана ни на секунду”…
Уже повсюду звучат громкие крики, что волшебный юноша, Хит Леджер и другие достойны быть номинированы на “Оскар” в следующем году. А что касается отзывов рядовых зрителей, то тут ситуация ещё круче… Оценка киноманов на Yahoo составляет “A+”, оценка на IMDb на данный момент — 9,6 балла (когда-то доходила до 9,8 балла), фильм обогнал “Крёстного отца” с 9,1 балла и занял первое место в топ-250. Судя по текущему положению дел, в этом году самым кассовым и самым высоко оценённым фильмом станет “Светлячок”.
Под влиянием этого ошеломительного фильма североамериканский кинорынок на прошедшей неделе совершил настоящий рывок, суммарный бокс-офис всех фильмов составил 345,7 миллиона, что на 52,1% больше 272,2 миллиона с 10 по 16 июня и на 57,3% больше 219,7 миллиона с 18 по 24 июня прошлого года. Это также рекордный еженедельный суммарный бокс-офис после 356,6 миллиона, заработанных с 26 декабря 2003 года по 1 января, когда лидером являлся “Властелин колец 3”. “Светлячок” оживил весь рынок.
“В какой-то степени «Светлячок» спас нас”, — радостно сообщил глава Национальной ассоциации владельцев кинотеатров Джон Фитиан. В кинотеатрах ассоциации уже давно не наблюдалось такого оживления, многие зрители в ожидании сеанса “Светлячка” могут сперва сходить на другой фильм, в выходные даже приходится дожидаться ночного сеанса. Джон Фитиан заявил: “Подобная ситуация встречается крайне редко, «Светлячок» застал нас врасплох, некоторые кинотеатры, где нет ночных сеансов, теперь задумываются, стоит ли ради одного фильма менять порядки”.
Владельцы кинотеатров сходят с ума от радости, Flame Films же выглядит довольно спокойной и равнодушной, гендиректор компании Марк Стрэнг сказал: “Мы заранее предвидели, что фильм вызовет ажиотаж, но даже для нас стало лёгким сюрпризом текущее доминирование на больших экранах”.
Директор дистрибьюторского отдела Flame Саймон Уиллис, похоже, больше всех возбуждён: “Можете себе представить? Все билеты на все сеансы раскуплены!”
Председатель правления и президент IMAX Filmed Entertainment Грег Фостер тоже с безмерной радостью сообщил журналистам: “Каждый зал IMAX переполнен, мы делаем всё возможно, чтобы увеличить число сеансов, но всё равно все места заранее бронируются, невозможно угодить всем зрителям”.
“Если так продолжится, мы договоримся с музеями и научными учреждениями, где есть экраны IMAX, насчёт показа фильма”, — поделился информацией Фостер. Вся Северная Америка, нет, весь мир уже сходит с ума по “Светлячку”».
Текущий еженедельный рейтинг североамериканского бокс-офиса, не считая ослепительного победителя, был полон горя. Занявший второе место «Бэтмен» собрал 30,27 миллиона и в среднем 7846 долларов с каждого кинотеатра, за девять дней проката его североамериканские сборы составили лишь 54,42 миллиона. Бюджет в 150 миллионов, затраты на рекламу и другие расходы вызвали у Warner Bros. жгучую головную боль, директор дистрибьюторского отдела студии Дэн Фельман с горечью заявил: «Нам лишь остаётся ждать». Третье место заняли «Мистер и миссис Смит» с 15,01 миллиона, четвёртое — «Кунг-фу панда» с 14,68 миллиона, пятое — «Звёздные войны. Эпизод III» с 14,25 миллиона…
«Everybody is kung fu fighting…» Если спросить, кто извлёк выгоду от урагана, что вызвал «Светлячок», то непременно ответят, что это «Кунг-фу панда». После того, как с 10 по 16 июня было заработано 11,55 миллиона, сборы мультфильма на этой страшной неделе неожиданно выросли на 27%, составив 14,68 миллиона, общие североамериканские сборы достигли отметки в 208,9 миллиона. Конечно, на эти волшебные результаты влияли репутация Flame Films и Ван Яна. Многие зрители в ожидании «Светлячка» или после просмотра заинтересовывались этим насыщенной китайской атмосферой мультфильмом. Получалось, что обе картины влияли друг на друга и приносили друг другу пользу.
В Северной Америке «Светлячок» уничтожал любого, кто встанет у него на пути, и за рубежом у него не было достойных соперников, он стал лидером проката более чем в 50 странах и регионах, заполучив сумасшедшие 269,1 миллиона. За одну неделю мировые сборы составили 505,6 миллиона!
Жуткая цифра! Впервые в истории кино за первую неделю мирового проката удалось заработать более 500 миллионов, из этой суммы 195 миллионов стали рекордом по зарубежным сборам за премьерный уикенд, прошлый рекорд принадлежал третьему эпизоду «Звёздных войн» с 145,5 миллиона, а «Властелин колец 3» с 125,9 миллиона сместился на третье место. Кроме того, «Светлячок» установил рекорд по зарубежным сборам за первую неделю (269,1 миллиона), значительно обогнав «Властелина колец 3» (185,9 миллиона) и третий эпизод «Звёздных войн» (184,7 миллиона), а также рекорд по мировым сборам за первую неделю (505,6 миллиона), опять обогнав третий эпизод «Звёздных войн» (303,9 миллиона) и «Властелина колец 3» (250 миллионов). Всё произошло так стремительно.
На самом деле у «Властелина колец 3» не было полномасштабной мировой премьеры, New Line Cinema совсем не спешила, и в первую неделю было зарегистрировано лишь 28 стран и регионов. Третий эпизод «Звёздных войн» вышел в 113 странах и регионах, дистрибьютор 20th Century Fox располагал огромными ресурсами, поэтому смог взять под свой контроль все мелкие страны и регионы. «Светлячок» вышел в 58 странах и регионах, этому поспособствовали прекрасные отношения с зарубежными дистрибьюторами и киносетями, сложившиеся за счёт того, что каждый фильм Flame Films обязательно приносил огромную прибыль, а каждый фильм волшебного юноши приносил ещё больше. Разумеется, бить рекорды — часть дистрибьюторского плана, в итоге максимальное число рынков не превысит 62 штук, единственным крупным рынком, где не сразу состоялась премьера, была Япония.
«Звёздные войны. Эпизод III» и «Светлячок» были фильмами с настоящей полномасштабной мировой премьерой. Обе компании никогда не беспокоились об убытках и не планировали дожидаться, когда хорошие отзывы в Северной Америке повлияют на зарубежный прокат. Однако «Звёздные войны» хоть и имели наибольшее число кинотеатров, но не добились никакого поразительного результата. В отличие от «Властелина колец 3», заработавшего в зарубежном прокате 742 миллиона (66,3%), у франшизы «Звёздные войны» никогда не было огромной разницы в сборах между североамериканским и зарубежным прокатом, доля зарубежных сборов «Скрытой угрозы» — 53,4%, доля «Атаки клонов» — 52,2%, доля «Мести ситхов» — 49,8%, а доля зарубежных сборов «Светлячка» сейчас составляла 53,2%.
За одну неделю «Светлячок» побил практически все рекорды, которые только можно побить. В настоящее время киноманы горячо обсуждали, сколько в конечном счёте он заработает? Есть ли у него шанс собрать более 500 или даже 600 миллионов в Северной Америке и более миллиарда в мире? Есть ли у него шанс, без учёта инфляции, стать самым кассовым фильмом в истории, обойдя «Титаника», который имел 600 миллионов в североамериканском прокате и 1,843 миллиарда в мировом? А с учётом инфляции, какое место он займёт в списке самых кассовых фильмов в североамериканском прокате? Попадёт ли в топ-10? Топ-20? Давненько не выходило таких картин.
Первое место по североамериканским сборам занимали «Унесённые ветром» 1939 года, второе место — Звёздные войны» 1977 года, третье — «Звуки музыки» 1965 года, четвёртое — «Инопланетянин» 1982 года, пятое — «Десять заповедей» 1956 года, шестое — «Титаник» 1997 года… Первый эпизод «Звёздных войн» 1999 года занимал двадцатое место, «Шрек 2» 2004 года занимал 29-е место с 441,2 миллиона без учёта инфляции, «Человек-паук» 2002 года уже занимал 33-е место с 403 миллионами, лишь один фильм 21 века сумел попасть в топ-30.
Основная причина крылась в том, что современная модель проката совершенно отличалась от того, что было раньше. В 1997-1998 годах «Титаник» на протяжении 25 недель шёл более чем в 1000 кинотеатрах Северной Америки и только на 41-й неделе был окончательно убран с проката, в первую неделю было заработано 52,96 миллиона, и лишь на 18-й неделе сборы опустились ниже отметки в 10 миллионов, составив 9,01 миллиона. А в нынешнюю эпоху во всём, не считая занятия любовью, ценилась быстрота. На BOM давно вышла аналитическая статья, где говорилась, что примерно с тех пор, как «Паранормальное явление» вызвало бум, побудивший молодёжь сломя голову бежать в кинотеатры, и начал стремительно развиваться интернет, кинопрокат постепенно превратился в короткую акцию, интерес к которой есть только на первых порах, после чего быстро улетучивается. Поэтому в 2003-2004 года «Властелин колец 3» шёл более чем в 1000 кинотеатрах лишь на протяжении 14 недель, а уже начиная с шестой недели сборы опустились ниже 10 миллионов, и на 24-й неделе картина была полностью снята с проката.
Другая причина заключалась в том, что увеличилось количество развлечений и способов просмотра кино. Кинотеатр всё реже становился местом для проведения выходных, большой экран уже не был в приоритете, когда речь шла о просмотре кино, фильмы всё больше и больше рассчитывали на прибыль от продажи DVD, всё это неизбежно привело к горьким и обиженным стенаниям Национальной ассоциации владельцев кинотеатров США.
«В настоящий момент сложно дать точный прогноз». Поэтому при упоминании сборов «Светлячка» аналитик BOM Джеймс Мур звучал беспомощным. Сейчас этот волшебный фильм, став легендой, то и дело бил всяческие рекорды, но может, весь его потенциал ещё быстрее иссякнет? И, может, потом он ещё быстрее затихнет? Конечно, Мур всё-таки высказал личное мнение: «“Светлячок” обладает всеми свойствами, чтобы стать любимцем мировой публики. Его отличие от таких франшиз, как “Звёздные войны”, “Властелин колец”, “Гарри Поттер”, состоит в том, что у зрителей нет о нём чёткого представления, они не чувствуют, что нужно обязательно его посмотреть, но и не сопротивляются, однако волшебный юноша может позволить им спокойно возложить любые ожидания на фильм».
Сейчас взрывные оценки и сборы ещё сильнее укрепили уверенность потенциальных зрителей по всему миру, у них было безграничное поле для воображения. Видимо, на это и была рассчитана дистрибьюторская стратегия Flame Films. Джеймс Мур также добавил: «“Светлячок” — настоящий продукт, где сплетены западная и азиатская культуры, на любом зарубежном рынке у него довольно большой потенциал, к тому же есть немалая вероятность, что он добьётся сенсационных успехов в Азии. Знаете, волшебный юноша пользуется особым авторитетом на китайском, японском и южнокорейском рынках».
Из 742 миллионов, заработанных «Властелином колец 3» в зарубежном прокате, материковый Китай принёс 10,47 миллиона, Гонконг — 4,98 миллиона, Тайвань — 11,75 миллиона, Южная Корея — 28,46 миллиона, Япония — 94,96 миллиона, в общей сложности получилось 150 миллионов, то есть 20%. Тогда сколько в конечном счёте заработает пользовавшийся нынче высоким спросом в азиатских кинотеатрах «Светлячок»? Какой будет процент?
Будь то Азия, Северная Америка или весь мир, показатели по сборам за вторую неделю проката крайне важны. Сможет ли «Светлячок» поднять ещё большую волну, волну под названием «Я непременно должен сходить в кино на этот фильм, чтобы как следует ознакомиться с ним и насладиться им, а иначе вся жизнь прожита зря»? Активизирует ли он тех зрителей, которые периодически то ходят в кинотеатр, то не ходят? Притянет ли к большим экранам тех зрителей, которые вот уже много лет или вообще никогда не бывали в кинотеатре? Сможет ли доля зарубежного бокс-офиса составить более 60%, более 70%?
Всё это непосредственно повлияет на конечные успехи «Светлячка», повлияет на то, удастся ли ему в мировом прокате преодолеть планку в миллиард долларов…
А пока публиковались различные рейтинги по сборам за прошлую неделю, «Светлячок» встречал второй уикенд с 24 по 26 число и вторую неделю с 24 по 30 число, количество североамериканских кинотеатров с его показом увеличилось до 4065.
На последней неделе июня в широкий североамериканский прокат вышли ещё три фильма, присоединившись к беспощадному рынку и бросив вызов космическим ковбоям! Они явно были враждебно настроены, это были романтическая комедия «Колдунья» с Николь Кидман в главной роли, бюджетом в 85 миллионов и 3174 кинотеатрами; спортивная комедия «Сумасшедшие гонки» с Линдси Лохан в главной роли, бюджетом в 50 миллионов и 3521 кинотеатром; «Земля мёртвых» Джорджа Ромеро с бюджетом в 15 миллионов и 2249 кинотеатрами. А ещё 29 июня в широкий прокат выходила «Война миров» с бюджетом в 132 миллиона, 3908 кинотеатрами и дуэтом Стивена Спилберга и Тома Круза.
«Господи! Я поначалу планировала посмотреть “Светлячка” в IMAX, а оказалось, что все билеты забронированы вплоть до следующей недели, я не вытерплю!!! Скажите, мне идти в обычный кинотеатр или лучше подождать?» — такой вопрос оставила в группе блога киноманка Kittie.