Первой китаеязычной телепрограммой, на которой побывал Ван Ян, стало «Свидание с Луюй». Впоследствии он поближе ознакомился с Фениксом, его очень восхищал лёгкий, свободный формат программ на этом гонконгском канале, поэтому, ввиду хороших взаимоотношений, Flame Films предоставила одной из передач Феникса трейлер «Команды МТИ-21». А поскольку Ван Ян вновь приезжал в Китай, Феникс уже давно отправил ему приглашения на кое-какие передачи и направил своих сотрудников в Пекин для записи нового выпуска.
Так как предоставлялась возможность засветиться и имелось свободное время, Ван Ян охотно откликнулся, но отказался от «Свидания с Луюй», потому что уже участвовал там в прошлом году. А не считая личных поездок, он знал, что в будущем ещё представится немало удобных случаев съездить в Китай прорекламировать свои фильмы. К тому времени будет не поздно повторно посетить «Свидание с Луюй». В этот же раз он хотел попробовать другую передачу и в конечном счёте выбрал «Троих в пути».
В просто обставленной, без лишних изысков, телестудии на круглый стол, накрытый белой скатертью, были направлены камеры, микрофоны и другое оборудование. Только что пришедший на запись Ван Ян в данный момент знакомился с главным ведущим Доу Вэньтао и вторым ведущим Лян Вэньдао. Доу Вэньтао, в очках без оправы, с улыбкой сказал:
— Господин Ван, много о вас наслышан, ваши фильмы наполнены захватывающей дух силой.
— Господин Ван, рад с вами познакомиться, — говорил, пожимая руку, бритоголовый Лян Вэньдао, носивший очки в чёрной оправе и чёрный халат с чёрными брюками, на его интеллигентном лице держалась слабая улыбка. — Ваши фильмы многому меня научили, для меня большая честь встретиться с вами.
Ван Ян тоже улыбнулся:
— Господин Лян, рад с вами познакомиться.
С этими двумя ведущими Ван Ян ознакомился по предыдущим выпускам «Троих в пути». Данное ток-шоу не ограничивало себя какими-то рамками, здесь не говорили для зрителей, а вели непринуждённую, задушевную беседу на одну тему. Обладавший тонким умом, начитанный Лян Вэньдао вызывал особую симпатию.
Познакомившись друг с другом, трое людей уселись за стол. Сегодняшняя тема обсуждения на передаче была следующая: «Зачем ходить в кинотеатр?»
Обширная тема включала в себя личные причины, значимость кинотеатра для зрителя и затрагивала рост китайского бокс-офиса.
— Я сейчас редко хожу в кино, обычно, чтобы не заморачиваться, остаюсь дома и смотрю что-нибудь на DVD, но в молодости я был настоящим психом.
Лян Вэньдао сидел в кадре слева за столом и, глядя на Ван Яна напротив себя и Доу Вэньтао посередине, продолжал:
— Я теперь тоскую по тем денькам. В то время я почти все деньги тратил на кинотеатр, мог за день посетить пять сеансов подряд, а в перерыве выходил купить на оставшиеся в кармане монеты погрызть булочку. Как всё съедал, возвращался в зал. Звучит сурово, сейчас, как вспоминаю, мне это кажется чем-то невообразимым!
Он слабо улыбнулся и сказал:
— Но тогда я был преисполнен счастья, пребывал в прекрасном настроении, испытывал радость. Почему? Потому что чувствовал свободу. Кинематографист Ю Цзин как-то написала хорошие слова, точно их не помню, но смысл такой, — Лян Вэньдао взял чашку, сделал глоток чая и сообщил: — Требуется смелость, чтобы посетить сеанс в кинотеатре. Только подумайте: мы сидим с толпой незнакомых людей в одном тёмном помещении и наблюдаем за всевозможными эмоциональными ситуациями на большом экране, от которых нас может бросить в пот или от которых у нас могут потечь рекой слёзы, а от чего-то мы даже можем залиться краской. Пусть никого вокруг нельзя разглядеть, но неужели нельзя услышать тяжёлое дыхание соседей, почувствовать их напряжение, печаль, возбуждение или какое-то другое настроение?
Доу Вэньтао и Ван Ян молча кивнули. Лян Вэньдао, жестикулируя руками, продолжал:
— Самые жестокие человеческие поступки, самые сокровенные тайны… ты вдруг способен увидеть на публике. У тебя нет пульта, нет возможности настроить изображение и звук, промотать видео, и ты в таком пассивном положении сидишь в толпе незнакомцев, поддаёшься манипуляциям киноэкрана, помимо своей воли либо хохочешь, либо рыдаешь, погружаешься в воспоминания или в размышления… Разве не нужна смелость посещать кинотеатр?
— Верно, — сказал Доу Вэньтао, наклонившись вперёд. — Многие, и я в том числе, при первом походе в кино были необычайно взволнованы, не могли спокойно усидеть на месте, на ладошках выступал пот.
Ван Ян со смехом произнёс:
— Наверное, я был слишком мал, когда впервые побывал в кино. В 4 года я посмотрел «Роман с камнем», мне тогда было очень весело и интересно.
Доу Вэньтао 1967 года рождения вырос в Шицзячжуане, провинция Хэбэй; Лян Вэньдао 1970 года рождения родился в Гонконге, рос в Тайване, после чего вернулся в Гонконг для поступления в университет; Ван Ян 1980 года рождения вырос в Америке, в Сан-Франциско. Между тремя людьми, естественно, существовали огромные различия в жизненном опыте, мышлении, взглядах.
— Я говорю про свободу, потому что есть правда, — продолжал говорить свою незаконченную речь Лян Вэньдао. — Некоторые фильмы снимают затерявшуюся в повседневности правду, показывают превратности судьбы, борьбу человеческого духа… Всё это смело снимается ради нас. Просмотр кино, особенно хорошего кино, есть героический акт признания истинного «я» в обществе.
Напоследок он сказал:
— Во время просмотра ты чувствуешь правду в закромах своего сердца, освобождаешься от этого обывательского общества, от скуки и лжи, от школы, от лишних ожиданий… Ты предоставлен самому себе, но вместе с тем раскрываешься среди людей. Поэтому в юности кинотеатр для меня был способом достижения свободы.
— В моей юности… — говоря это, Ван Ян почувствовал себя слегка странно. В действительности это было всего пять-шесть лет назад, но он думал о возрасте с 12 лет.
Он продолжал:
— Ранее я сказал, что в 4 года впервые посетил кинотеатр, в дальнейшем я в любился в кино и каждую неделю ходил как минимум на один сеанс, невзирая на погоду. Конечно, если уж погода была совсем отвратительная, приходилось дома смотреть что-нибудь на кассетах. Видимо, из-за того, что я вырос в другой среде, мне совсем не казалось, что нужна смелость для похода в кино. Кинотеатр для меня увлекательное место, где-либо каждый сам по себе и никто никого не тревожит, либо проходит что-то типа вечеринки, на которой все совместно разделяют эмоции от увиденного на экране.
Ван Ян усмехнулся, развёл руками и промолвил:
— Почему в телевизионных ситкомах всегда добавляют закадровый смех? Потому что одному или нескольким людям дома не хватает необходимой атмосферы, без того самого хохота ты иногда не сможешь рассмеяться. Это и есть стадный инстинкт, это то самое настроение других зрителей. В кинозале много людей вместе смотрят фильм, вместе смеются, вместе плачут, отчего фильм становится особенно приятным. А потом, после просмотра, даже если ты дома в одиночку посмотрел фильм, ты обращаешься к друзьям, чтобы обсудить этот фильм, в интернете ставишь ему оценку и пишешь отзыв, читаешь комментарии и обсуждения других людей… Почему блоги набирают популярность? Да потому что там можно делиться своими впечатлениями, выражать свои желания.
Будучи болтуном, Ван Ян, разумеется, никого не страшился. Глотнув чая, он продолжил:
— Поэтому смелость посетить кинотеатр заключается не только в том, что ты посреди публики предстаёшь перед своим внутренним «я», но и в том, что ты делишься эмоциями с другими людьми, выражаешь себя.
Доу Вэньтао и Лян Вэньдао со спокойными лицами внимательно дослушали его речь, после чего Лян Вэньдао кивнул, сказав:
— Полностью согласен. Раньше были гнетущие времена. Любые слова и действия подавлялись. Лишь в кинотеатре можно было высвободить себя.
Доу Вэньтао произнёс:
— Чтобы быть кинематографистом и журналистом, требуется эта смелость!
Лян Вэньдао тотчас вымолвил:
— Когда пишешь статью, снимаешь кино, ведёшь программу… надо серьёзно относиться к себе.
Ван Ян улыбнулся:
— Мы сейчас трое храбрецов!
Трое людей рассмеялись, каждый взял чашку, промочил горло чаем, после чего Ван Ян произнёс:
— Я согласен с недавними словами Лян Вэньдао. Кино позволяет человеку освободиться от этого мира, от своей жизни, остаются лишь чувства и эмоции. Подавляющее большинство вещей, показываемых на экране, тебе никогда не испытать, кем бы ты ни был. Научная фантастика, динозавры, ужасы… То, что невозможно в реальной жизни, возможно на экране. Там — безграничный мир, в который нас погружают. Я люблю насыщенные истории, которые служат пищей для размышления и дарят новые эмоции. Мне нравится моя жизнь, но также нравятся людские жизни на экране. Мне подходят как комедии, так и драмы. От хорошего фильма я всегда получаю удовольствие. Поэтому посещение кинотеатра для юного меня и нынешнего меня — это способ достичь наслаждения. И я сейчас надеюсь, что мне удаётся дарить это наслаждение зрителям.
— Мы в молодости были очень любознательные и ходили в кино, чтобы следить за веяниями моды, знакомиться с внешним миром, — заговорил, когда до него дошла очередь, Доу Вэньтао. — В 80-х в материковый Китай только-только начали завозить гонконгские, тайваньские и западные картины, ситуация стала намного лучше, чем во времена Чжан Имоу и Чэнь Кайгэ. Тем в молодости приходилось просить кого-нибудь тайком привезти из Гонконга видеокассеты, потом они по несколько человек в тесной комнатушке смотрели эти кассеты. Это были фильмы Микеланджело Антониони, Акиры Куросавы…
Ван Ян и Лян Вэньдао тихо слушали, а Доу Вэньтао продолжал:
— Лучше всего мне запомнился 1987 год, мне было 20 лет, я учился в Уханьском университете на факультете журналистики. В тот год в Китай завезли американский фильм «Брейк-данс», после чего многие просто с ума посходили, в моду вошли танцы на дискотеках.
Он по очереди клал пальцы правой руки на левую ладонь, перечисляя:
— В школах, на заводах, в крупных организациях… Те, кто посмелее, надевали свободные штаны, брали с собой магнитофон и на площади учились танцевать. Робкие же люди всего этого избегали. В то время на улицах даже здоровались не махая рукой, а танцуя брейк-данс. Затем в 88-м году Тянь Чжуанчжуан снял невероятную «Рок-молодёжь», которая всколыхнула всю страну! Исполнитель главной роли Тао Цзинь мгновенно обрёл ужасающую популярность, стал королём брейк-данса, китайским Майклом Джексоном… Он, как сейчас волшебный юноша, был кумиром почти всей молодёжи, — вздохнул Доу Вэньтао.
Ван Ян усмехнулся, Лян Вэньдао сказал:
— В 88-м, если я правильно помню, образовался бой-бэнд Little Tigers? Их танцы и песни тоже свели с ума многих молодых девушек.
Несмотря на то, что механизмы распространения моды везде практически одинаковы, Ван Ян плохо разбирался в китайских реалиях прошлого, поэтому пока сидел в качестве слушателя.
Но данный выпуск «Троих в пути» был рассчитан на целых 60 минут, так как делился на две части, которые будут показаны раздельно, поэтому далее Ван Яну всё-таки удалось удовлетворить свою болтливую натуру, он оживлённо побеседовал на многие темы. Запись программы была завершена успешно. И рекламный китайский тур Ван Яна на этом завершился.