По окончании 75-й церемонии вручения премии «Оскар» звёздные почётные гости и журналисты продолжили хлопотать: праздничные вечерники, интервью, фотосессии, экстренные интернет-репортажи… А пока на вечеринках, где не наблюдалось новоиспечённого лучшего режиссёра, знаменитости вставали в позы перед декоративными стенами и вели светские беседы, Ван Ян уже развалился дома на диване.
Верхняя одежда висела на диване, чёрный галстук на шее был ослаблен, Ван Ян держал в руках мобильник и просматривал поздравительные SMS от родных и друзей. Он знал, что многие жаждут подобного: лучше безмятежно лежать дома после утомительной церемонии и разделять радость вместе с близкими для тебя людьми, нежели участвовать в притворных поздравительных вечеринках. Хотя, конечно, было много и тех, кто всеми способами пытался заполучить входной билет на эти вечеринки.
Так или иначе, каждый поступал по-своему. Джессика, например, пошла снимать макияж и переодеваться. А Ван Ян первым делом пообщался с родителями, которые уехали наслаждаться длительным отпуском. Они думали, что он не получит награду, поэтому не приехали. Ван Яну казалось, что им не нравятся слишком официальные мероприятия и в то же время они «не придают большого значения» сыну. Так было с детства: «Раз ты сам счастлив, то и ладно, ресторан всегда может стать твоим», «Мама гордится тобой, продолжай трудиться!»
«Ох, сынок!» — Ван Ян с задумчивой улыбкой покачал головой. Вот уж два милых родителя! Сейчас он стал мультимиллионером, а им было всё равно.
Прочитав SMS, Ван Ян открыл голосовые сообщения.
Уилл Смит, отказавшийся присутствовать на церемонии из-за войны, прислал: «Привет, Ян! Поздравляю с „Оскаром“! Мы все в шоке!»
Рейчел прислала: «Ян, ты совершил невероятное, поздравляю!»
Близкие друзья из Сан-Франциско, друзья из киноиндустрии… В списке сообщений встречались знакомые имена из разных окружений. Конечно, все, кто знал этот номер мобильного, были особенными людьми для Ван Яна, Джошуа тоже прислал: «Чувак, ты мега, мега, мегакрутой! Мы с Алекс поздравляем тебя! Да-да, мы сегодня вместе смотрели церемонию! Ха-ха…»
Энн Дален прислала: «Поздравляю! Режиссёр, не знаю, что и сказать, в это правда тяжело поверить!»
Хелен прислала: «Ян, поздравляю тебя, отличная речь».
— Хелен, — пробормотал Ван Ян. Она тоже смотрела сегодняшний «Оскар»? Прежде она никогда не смотрела и не интересовалась: «Я и без всяких „Оскаров“ знаю, какие фильмы и актёры хорошие». Ван Ян, задумавшись, улыбнулся, как вдруг почувствовал неладное: кажется, не хватает чьего-то сообщения? Перед глазами тотчас пронеслось одно лицо, и он прошептал:
— Эм, Натали?
Друг получил важную награду, а она не поздравила? Неужели не смотрела церемонию и не в курсе событий? Ван Ян чуть наморщился, в голову сразу пришёл возможный ответ, он невольно рассмеялся:
— Хитрая чертовка!
Он набрал на телефоне номер и, когда на другом конце провода взяли трубку, сказал:
— Вечер добрый! Я позвонил!
— Ха! Поздравляю, лучший режиссёр! — с небывалой радостью засмеялась Натали и самодовольно произнесла: — Ян, моё предсказание сбылось! Хорошая работа! Я же говорила, что до 24 лет ты побьёшь рекорд, так и случилось, ты псих!
— Ты так говорила? Тогда спасибо, — Ван Ян принял сидячее положение и, глядя перед собой на золотую статуэтку на чайном столике, вспомнил свои слова, которые когда-то сказал Хелен: «Конечно, отсутствие „Оскара“ не означает, что фильм плохой. Но думаю, кинематографисты волнуются по поводу „Оскара“, потому что воспринимают его как след в истории, у них есть шанс оставить собственный след, разве это не круто?» Хелен отвечала: «Ян, к тебе это не имеет никакого отношения! Поверь мне, тебе лучше поступить в Стэнфорд, не растрачивай себя напрасно!» А он ей в ответ: «Опять ты за своё, я уже говорил, что не буду поступать туда».
И вот, в 2003 году на 75-й церемонии вручения «Оскара» его объявили лучшим режиссёром… Ван Ян вскинул брови, выдохнул и с улыбкой произнёс в мобильник:
— Честно, я был крайне потрясён, когда услышал, как Харрисон Форд произнёс: «Ван…»
Натали перебила:
— Но на сцене не было заметно, что ты потрясён, наоборот, типа: «Я уже давно догадался!»
Ван Ян пожал плечами:
— Потрясён не значит возбуждён.
Он с насмешкой добавил:
— Подруга, я эту награду получил при приятном стечении обстоятельств. Чем тут гордиться? Если бы не война в Ираке, неизвестно, какое решение приняли бы члены Академии.
Натали возмутилась:
— Эй, зачем об этом думаешь? Наслаждайся наградой! Как ни крути, ты уже победил. А если не нравится, так выиграй ещё что-нибудь.
— Хм… Думаешь, мне по силам будет выиграть «Золотую малину»? — не удержался от смеха Ван Ян. — Всё-таки эту награду тоже непросто получить!
Натали беззаботно ответила:
— Возможно. Теперь ты стал самым молодым лучшим режиссёром, но неясно, когда сбудется твоё предсказание.
— Оно сбудется. Понадобится, наверное, всего-то несколько лет.
Натали уныло вздохнула:
— Но я и так уже актриса среднего возраста, самым молодым лауреатом мне не стать.
Самой молодой обладательницей «Оскар» за лучшую женскую роль являлась 21-летняя Марли Мэтлин, которая была глухонемой актрисой. Она завоевала награду благодаря естественной игре в фильме 1986 года «Дети меньшего бога».
— Зато станешь самым старым лауреатом, тоже неплохо! — без раздумий вымолвил Ван Ян.
Натали неожиданно с интересом произнесла:
— Кстати, только что читала срочную новость в интернете, передают, ты наговорил много шуток в стиле стендапа.
Ван Ян улыбнулся:
— Ничего особенного, там была не такая категория шуток, что тебе по душе.
Двое людей ещё немного пообщались, после чего Ван Ян повесил трубку и продолжил просматривать сообщения от других людей. Прошло некоторое время, прежде чем он услышал звук приближающихся шагов. Подошедшая Джессика по-прежнему пребывала в радостном настроении. Она переоделась в свободный синий наряд, волнистые каштановые волосы были распущены и падали на плечи, уголки рта были задраны кверху, глаза были полны счастья.
— Привет, — окликнул её Ван Ян.
Подойдя и встав перед ним, Джессика наклонилась и потянулась к его губам, чтобы поцеловать. Ван Ян левой рукой обхватил её за талию и поцеловал в губы. Джессика понимающе повернулась боком и уселась к нему на колени. Подушка дивана под давлением двоих людей сразу просела, в гостиной слышались звуки смачного поцелуя, а также звуки всё учащающегося дыхания.
Лишь спустя продолжительное время рты возлюбленных отделились. Джессика, обнимая Ван Яна за шею, крепко поцеловала его в щёку и, до сих пор тяжело дыша, промолвила:
— Ян, ты этим вечером был великолепен! — она хихикнула и с гордым взглядом сообщила: — Кейт Хадсон сказала: «Боже, каким он интересным и милым был на сцене». А Дженнифер Лопес сказала: «Сложно представить, что это великий режиссёр, я думала, он какой-то стендапер». А я им отвечала: «Да, он такой». Ха-ха! А ещё…
— Подожди! — остановил её Ван Ян, поцеловал в крохотную родинку на её подбородке и со смехом сказал: — Ты в курсе, что сейчас походишь на тип людей в школе, что раздражают. Ой, а у меня есть это, у меня есть то… Ух ты, правда? Правда? Да они тебе просто льстят, не более.
Джессика все равно испытывала гордость. Положив голову ему на плечо, она сказала:
— Ну и что? Просто у меня волшебный, интересный, классный парень, кто так не считает?
— Я! — Ван Ян поднял правую руку и поглядел на её улыбчивое лицо, притворившееся недоумевающим. — Мне нравятся другие характеристики.
Джессика дёрнула головой, шелковистые волосы слегка пощекотали Ван Яну шею. Она спросила:
— Например?
Ван Ян, коварно улыбнувшись, таинственное произнёс:
— Например, накаченный!
Джессику внезапно осенило, она с серьёзным лицом сказала:
— Или тощий?
Ван Ян тут же оторопел и, слушая её безудержный хохот, выпучил глаза:
— Что? Тощий? Ух-ха-ха! Ты меня не на шутку разозлила, надо бы с тобой хорошенько разобраться!
Крепко обнимая её левой рукой за талию, он правой рукой обхватил её колени, резко поднял её и швырнул на диван. Та ахнула, а он уже быстро подлетел и, придавив её, закричал:
— Тощий, говоришь? Давай посмотрим?
— А-а, ха-ха! Не тощий, Ян, ты не тощий! Слезь с меня!
— Поздно, детка! Сегодня тебе конец!
Тем временем Дэнни в саду поднял сонные глаза к луне на тёмном небе. Уже очень поздно. Он повернул голову к дому. Там до сих пор горел свет.
Несмотря на позднее время, помимо праздничных вечеринок и интернет-СМИ, во всю бурлил и мир прессы. Составление черновиков, редактура, корректура, печать… Постепенно рассвело, в разных уголках мира свежие газеты поступили на магазинные полки и в руки газетчиков. Война в Ираке по-прежнему являлась главной новостной темой. На четвёртый день войны союзная армия, прежде считавшая, что будет в лёгкую сметать всё на своём пути, начала сталкиваться с трудностями.
Не считая масштабной авиабомбардировки, союзная армия продолжала продвигаться к столице Ирака Багдаду, но из-за длинной линии фронта и недостаточных военных сил на поле боя постепенно возникло противоречие. США уже планировали задействовать на поле боя четвёртую дивизию, которая изначально предназначалась для послевоенного урегулирования. Поскольку первая серия бомбардировок не уничтожила Саддама Хусейна, вражеской капитуляции без боя, на которую рассчитывала союзная армия, так и не случилось. И мощное наземное сопротивление иракцев привело к провалу программы по «взятию страны в тиски с юга и севера, уничтожению центра и молниеносной войне».
В настоящее время перед администрацией Буша лежало несколько путей. Либо прекратить войну, хотя, конечно, это было невозможно, либо продолжать воевать, но в таком случае придётся увеличить военные силы и ударную мощь, в то же время придётся отказаться от стратегии обезглавливания, поскольку мощные сопротивления в разных регионах говорили о том, что если и удастся захватить Багдад, ничего на этом не закончится. А сейчас, по-видимому, и этот вариант был невозможен. Всё было так, как и предсказывали до войны часть военных экспертов и волшебный юноша. Похоже, применение воздушно-десантных войск, рассредоточение сил и взятие страны в окружение были единственным правильным путём.
Однако, несмотря на то, что война была в самом разгаре, вчерашняя 75-я церемония вручения «Оскара» все равно захватила первые полосы в некоторых газетах. Казалось парадоксальным одновременное существование войны и премии в качестве главных новостных тем, но сейчас они и впрямь очень интересовали широкие массы.
«„Чикаго“ стал лучшим фильмом, Ван Ян и Эдриен Броуди установили новый рекорд», — «Лос-Анджелес таймс».
«Снова есть звание лучшего фильма спустя 35 лет. „Чикаго“ возродил музыкальное кино», — «Чикаго Сан».
«„Чикаго“ одержал грандиозную победу, на свет появился 23-летний лучший режиссёр китайского происхождения», — «Сан-Франциско кроникл».
«„Чикаго“ побеждает, Николь и Эдриен становятся лучшими актёрами, Ян вновь совершает чудо!» — «Нью-Йорк таймс».
Насчёт этих четырёх основных номинаций, естественно, высказывались всевозможные мнения. Одни восторженно одобряли, называя прошедшую церемонию «Оскара» «молодой, антивоенной и мирной», другие говорили, что это «испорченный войной „Оскар“». Победа Николь Кидман не стала ни для кого сюрпризом, зато некоторые критики и киноманы жаловались, что «Чикаго», получивший статус лучшего фильма, и в подмётки не годится «Пианисту», даже «Район № 9», можно сказать, был вариантом получше.
А куда большее количество интернет-пользователей спорило насчёт титула воскресителя музыкального кино. Молодёжь крайне негодовала. Как можно забыть о той волне помешанности четыре года назад? Пока четыре года назад «Классный мюзикл» пользовался огромной популярностью в кинотеатрах, «Чикаго» являлся всего лишь известным театральным мюзиклом. «Классный мюзикл» заработал 201 миллион в Северной Америке и 411 миллионов в мировом прокате, «Чикаго» же, не считая прокатной недели с 21 по 27 марта, сейчас имел 127 миллионов в Северной Америке, а за рубежом ещё не вышел в прокат.
Хотя «Оскар» за лучший фильм непременно заметно повлияет на рост кассовых сборов, плюс будет прибыль от DVD и мерча — именно по этой причине Miramax и другие кинокомпании расходовали крупные суммы на рекламу — тем не менее киноманы не ждали, что «Чикаго» сумеет превзойти «Классный мюзикл» по бокс-офису и сенсационности, пусть даже он и лучший фильм. Хлоя Д. на Yahoo эмоционально написала: «„Классный мюзикл“ — вот реальный король, возродивший музыкальное кино!!!» Кэри написала: «Из-за „Классного мюзикла“ я начала учиться танцевать, это и есть лучший мюзикл!»
Кинокритики, очевидно, не собирались соглашаться с этой точкой зрения. «Классный мюзикл» действительно стал инициатором новой волны музыкального кино, волшебный юноша вселил в рынок мощную уверенность, однако нельзя из-за этого утверждать, что данный фильм самый лучший. Развлекательный раздел Yahoo прокомментировал: «Это всего лишь сыроватая дебютная плёночная работа Ван Яна». А сайт Hollywood.com дал следующую оценку: «„Классный мюзикл“ — лучший фильм для школьников и студентов того времени, „Чикаго“ же лучший для широких масс».
Присвоение «Чикаго» звания лучшего фильма вызывало споры, и то, что Эдриен Броуди стал самым молодым лучшим актёром, тоже вызывало некоторые споры, хотя сыграл он в «Пианисте» убедительно, споры велись лишь в фанатской среде. Но наибольшие споры вызвал тот факт, что волшебный юноша стал лучшим режиссёром! 23-летний лучший режиссёр?! Невиданное, шокирующее событие! В интернет-опросе общественного мнения голоса «за» и «против» разделились 50/50.
Но выступление Ван Яна во время награждения заслужило похвалу от разных СМИ, его называли «лучшим режиссёром с лучшим чувством юмора», «самым энергичным оскароносным режиссёром». А его стендап в закулисном помещении для интервью ещё больше это подтвердил. Его новые классические высказывания были полностью опубликованы в интернете, печатные же издания лишь привели у себя отдельные выдержки. Ответ на вопрос «Куда поставишь статуэтку?» стал самым популярным среди всех его ответов.
В статье «Лос-Анджелес таймс» подтрунивали: «Прошлым вечером волшебный юноша снова доказал, что способен вести ток-шоу».
Одна жёлтая газета дала своей статье заголовок «Тайная битва между Стивом Мартином и волшебным юношей».
А в чём все были согласны, так это в том, что на такое, как и на изобретение планкинга после «Золотого глобуса», был способен только 23-летний лучший режиссёр. С другой стороны, на сцене он выглядел необычайно спокойным и зрелым, не проявляя возбуждения и суматошности, которые присущи молодёжи.
«Я говорила, что мне отвратителен волшебный юноша, потому что он заносчивый. Но теперь он меня повеселил…» — выразила противоречивые чувства Ирен.
Иза написала: «Самой интересной звездой на вчерашней церемонии „Оскара“ был Ян, я много смеялась».
Мэгги написала: «Его слова тронули меня. Жизнь должна быть полна радости, нельзя из-за горя отказываться от веселья. Он весь вечер старался веселить, это меня и растрогало».
Новый волшебный рекорд, юморная, трогательная речь… Благодаря этому, многие фанаты ещё больше полюбили волшебного юношу, наблюдались признаки обратного повышения его популярности. Но в то же время не утихали недовольные, недоумевающие голоса: зачем отдавать премию 23-летнему ребёнку? Неужели «Оскар» угождает молодым, чтобы казаться молодёжным?
В секции комментариев развлекательного раздела Yahoo были абсолютно разные мнения. Спенсер написал: «Подумайте! У Стивена Спилберга две награды, у Роберта Земекиса одна, у Джеймса Кэмерона одна… у Ван Яна одна, а у многих вообще нет наград».
Дэмиэн написал: «Самое забавное в этом то, что, по словам Ван Яна, он собирается опять привести научную фантастику к „Оскару“, вот уж юморист!»
А Роджер Эберт, кинокритик «Чикаго Сан», в этом году правильно предсказал лучший фильм и лучших актёров, но прогадал с лучшим режиссёром, остановив свой выбор на Робе Маршалле. Он прокомментировал: «Когда я делал прогнозы, мир ещё был другим, но, как бы там ни было, узнав, что волшебный юноша стал лучшим режиссёром, я в изумлении крикнул: „Это шутка?!“ У меня нет никаких возражений, я лишь пребывал в шоке. Невероятно! Я считал, что он получит награду как минимум в 30 лет!
В этом году никакой лауреат не вызвал бы у меня возражений, за исключением Мартина Скорсезе. Но волшебный юноша в столь юном возрасте получил „Оскар“ и так много почестей. Надеюсь, он не остановится на достигнутом».
Вечно шустрый волшебный юноша, естественно, не собирался останавливаться. Во многих репортажах после информации о «Команде МТИ-21» и «Дьявол носит Prada» выдвигались разные предположения о том, какой будет следующий фильм новоиспечённого лучшего режиссёра: «Волшебный юноша намеревается снять историю с космическими кораблями, чтобы научной фантастикой повторно атаковать „Оскар“», «Волшебный юноша хочет дальше снять что-то в духе „Звёздного пути“», «Увидим ли мы в ближайшем будущем второй музыкальный фильм Ван Яна?», «Танцы на космическом корабле? Волшебный юноша создаст новый жанр в кино»…
Прочитав всевозможные новости в интернете, киноманы заинтриговались и озадачились. Что же он в конце концов снимет: научную фантастику или мюзикл? Или что-то в другом жанре?
Другая сторона земного шара была погружена в ночь. Люди, отвечавшие за трансляцию церемонии награждения на китайском телеканале CCTV-6, испытывали печаль вперемешку с радостью. Церемонию активно рекламировали в связи с Чжан Имоу и «Героем», но картина потерпела поражение. При этом волшебный юноша блеснул во всей красе, став первым оскароносным режиссёром китайского происхождения! Зрители, что слабо уделяли внимание «Оскар», непременно посмотрят церемонию.
Вывод оказался верным. В полдень почти все интернет-пользователи узнали эту новость, но имелись лишь фотографии и текст, видео отсутствовало. А поскольку только по телевизору можно было увидеть волшебного юношу, они, разумеется, не желали пропускать трансляцию. И многие рядовые зрители, которые не были в курсе событий, тоже включили канал CCTV-6, приготовившись посмотреть на Чжан Имоу.