Фанчжэн улыбнулся:
— «Ничего особенного. Дело вот в чём: вращение двух человек — это как птицы перед зимой. Вы хотите быть улетающими ласточками, или защищать свои дома как воробьи, которые вносят жизненную силу в глухую зиму?».
— «Это… Почтенный, я человек необразованный. Я тебя не понимаю. Я тоже хочу защитить своё наследие, но не могу» — сказал Пятый Чжао.
Его жена с подозрением посмотрела на монаха и покачала головой:
— «Почтенный хоть не и не все красноречивы, но говорить гораздо легче чем действовать. Мы тоже хотим стать лучше, но требования рынка таковы. Что мы можем сделать?».
Фанчжэн продолжал улыбаться:
— «Вращение двух человек впитало в себя сильные стороны многих опер и достигла великолепия. А теперь что? Оно должна впитывать в себя мусор, чтобы еле сохранить своё существование? В своё время вращение выиграло от Сяншэн. А несколько лет назад Сяншэн достигло дна. Многие говорили о необходимости перемен, а были люди которые черпали что-то из вращения и добавляли какие-то непристойные поступки. Хотя они лично зарабатывали деньги, отрасль в целом страдала. В конце концов они были изгнаны и дезавуированы своими учителями и другими учениками. И всё же в последние годы Сяншэн снова стало популярно. И знаете почему?».
— «Я знаю. Несколько учителей возглавили фронт и продвинули реформу в Сяншэн» -немедленно ответил Пятый Чжао.
Фанчжэн кивнул.
— «Именно. Реформа отбросила старину. Они начали вводить приколы и шутки, которые больше соответствовали современному образу жизни. Они даже впитали в себя иностранное вдохновение. Вращение уже давно не брало что-то хорошее из внешних источников, не так ли?»
У Чжао заблестели глаза.
Монах посмотрел на небо и сказал:
— «Буддизм смог так долго просуществовать и даже процветать, потому что он всё открыто воспринимает. Здесь нет границ, так как он поглощает всё опираясь на сильные стороны и отбрасывая слабые. Это фундаментальная причина его долговечности. Вращение двух человек — это абсолютно не то что вы исполняли.».
Сказав это, Фанчжэн встал и медленно вышел. Однако он добавил ещё кое-что:
— «Я не являюсь исполнителем вращения и не в состоянии судить в каком направлении оно должно идти. Этот Нищий Монах лишь говорит то что знает. В глазах людей вы по-прежнему считаетесь знаменитыми исполнителями вращения двух человек и имеете свою собственную зону влияния. Вы оба знаете аудиторию лучше чем я. Если вы думаете что мои слова разумны, прислушайтесь к ним. Если вы считаете это неразумным, просто отнеситесь к нашему сегодняшнему разговору как к пустой болтовне.».
Фанчжэн не скромничал. Ему действительно не хватало каких-либо подробных знаний о вращении. Однако одни и те же цели могут быть достигнуты разными средствами. Он считал что логика здесь неприменима. С незапамятных времён зло никогда не побеждало добро. Он никогда не слышал, чтобы добро не могло победить зло!
Монах ушёл, оставив Пятого Чжао и его жену в глубоком раздумье.
Через некоторое время жена сказала:
— «Пятый Чжао, я думаю, мы можем попробовать.»
Он ответил:
— «Попробую что-то изменить в своём выступлении, если никто не захочет смотреть… Я не хочу заниматься такими проклятыми делами. В худшем случае я стану строителем!».
— «Что! Строитель? Тебе лучше быть фермером. У нас ещё есть несколько десятков акров земли».
— «Я довольно опытный фермер.»
— «Конечно.»
— «Дорогая, если мне действительно придётся стать фермером, ты останешься со мной?»
— «Мы в присутствии мамы, не говори ерунды. Но в одном я уверена: если ты перестанешь ежедневно ругаться и совершать эти грязные поступки, мама определённо будет тебе очень благодарна. Даже если ты станешь фермером, она будет с высоко поднятой головой хвастаться перед духами. «Мой сын-фермер и может прокормить множество людей!»»
— «Точно. Мама была именно таким человеком. Иначе мне не придётся кланяться ей и извиняться перед ней каждый раз когда я выступаю. Она была упряма. Она была просто в бешенстве когда я прогуливал занятия, чтобы выучить что-то из вращения двух человек. Если я не добьюсь результатов, то когда я с ней встречусь мне будет очень стыдно».
— «Ладно, хватит говорить об этом. Что ты собираешься делать дальше?»
— «Дальше давай Исполним Путешествие на Запад в оригинале! Как только наше представление закончится, мы отправимся домой. Нужно придумать что-то новое. В будущем мы будем черпать опыт из любого популярного спектакля! Если Сяншэн можно исполнять чисто и открыто, при этом развлекая других и заполняя залы, и если пародии могут изображать положительные аспекты и привлекать бесчисленное количество зрителей, почему мы тоже не можем этого делать?».
— «Думаю нам нужно навестить кое-кого из пожилых мастеров. Они никогда не перестают думать о новых веяниях, но раз они вышли на пенсию это больше не для них. Но мы можем получить от них кое-какие идеи. Да и если они будут готовы взять на себя инициативу, их влияние привело бы в движение больше людей. Это было бы лучше, чем идти на это в одиночку и добиваться всего выламывая себе руки» — сказала жена Пятого Чжао.
Его глаза загорелись, и он тут же улыбнулся.
Фанчжэн не стал смотреть остальную часть представления. Он не знал, смогут ли Пятый Чжао и его жена закалить свои сердца, чтобы пойти по пути который был полон тревог. Монах всегда считал что хотя он и обладал божественной силой, но всё-таки не был богом. В чём-то он мог рассчитывать на свои божественные силы, чтобы запугивать других или насильственно искажать их мысли и убеждения. Но такие поступки были не добром, а злом! Он действовал в соответствии со своими желаниями. А исход оставлял на волю судьбы.
Однако год спустя он будет удивлён, обнаружив что вращение двух человек начали транслировать по телевидению. Исполнители выступали в шоу талантов различных телеканалов. И в шоу больше не было ни ругани, ни грязных кляпов. Вместо этого они включали в себя Сяншэн, небольшие зарисовки и т. д. Добавление качественных выступлений снова сделало вращение популярным. Фанчжэн даже увидит по телевизору Пятого Чжао!
Увидев всё это, монах почувствует некоторое самодовольство. Он также получит более глубокое понимание божественных сил смертных. Иногда они действительно превосходили божественные силы буддизма. Для сплочённых людей не было ничего невозможного.
Ну, а сейчас это не слишком волновало монаха…
— «Хозяин, что это за чушь?!» — пожаловался Рыжий Мальчик. — «Я так зол! Почему Вращение Двух человек более бесстыдно чем мы демоны?»
— «Это было так неловко.» — Бельчонок закрыл лицо руками. Если бы не его мех, он вероятно превратился бы в краснокожую белку.
Шимпанзе сжал ладони.
— «Субстанция есть пустота, а пустота есть субстанция.»
А Одинокий Волк выглядел беззаботно, он бродил и довольно размахивал хвостом.
— «Цзинфа, почему ты молчишь?» — с любопытством спросил Фанчжэн.
Волк как ни в чём не бывало ответил:
— «А что тут говорить? Сзади постоянно кричали, так что у меня всё время гудело в ушах. Я ничего не слышал.»
Монах:»…»
— «Мастер я не хвастаюсь, но если бы подобное выступление было на моей горе, то прежний я определённо сжёг бы насмерть этих исполнителей» — сказал Рыжий Мальчик.
Фанчжэн горько улыбнулся.
— «Ты видишь в вещах только тему. Тебе не удалось увидеть в этом свет?».
Мальчик немного подумал и покачал головой.
— «Ничего хорошего не было. Всё это какая-то хрень.»
Монах вздохнул.
— «У человека есть два способа жить в этом мире. Первый способ — просто существовать, а второй — жить. Существовать значит выживать всеми возможными средствами, даже если то чем ты занимаешься бесчестно. Жить значит осуществлять свои мечты, когда выживание тебя не беспокоит. Живя человек упорно трудится чтобы достичь своих целей, каждый его небольшой поступок направлен на улучшение его жизни. Однако не у всех есть возможность выбрать жизнь, а не выживание. Некоторые люди очень трудолюбивы, но в силу определённых причин им приходится упорно трудиться чтобы выжить. Нельзя отрицать их тяжёлый труд. Если они не нарушают закон, то достойны уважения.
Вращение двух человек которое вы видели было полно положительных и отрицательных эмоций, но знаете ли вы как им грустно за кулисами? Всё что вы видите
— это грязные шутки, но знаете ли вы что они не собирались их говорить? Им нужна не критика, а решение. Критиковать всегда легче чем помогать, поэтому большинство выбирают критику.
Но пока они не нарушат закон и не идут против своих моральных принципов, или в глубине души не захотят творить зло, мы должны им помогать.»
После этих слов Фанчжэн посмотрел на вершину горы.
— «Мой учитель однажды сказал, что трудно понять страдания всей жизни не будучи её частью. Этот Нищий Монах не понимал тех слов, но теперь приближается к пониманию.
Жизнь велика и достойна уважения. Не будучи её частью, не следует слишком резко всё критиковать. Вместо этого лучше помочь придумать какое-то другое решение.».
— «Господин судя по тому что вы сказали, это мерзкое выступление не так уж и плохо?» — с несчастным видом прокомментировал Рыжий Мальчик.
— «Гнусность конечно никуда не годится, но её существование — тоже часть культуры. Это развлекательный формат, который приносит радость региону. Если мерзость может быть удалена и заменена новым содержанием, это станет её серебряной подкладкой. Зачем уничтожать то что можно изменить? Это применимо ко всему вокруг. Не отвергай всё из-за грубого обобщения» — сказал Фанчжэн.
— «То как вы это сформулировали, действительно имеет смысл.» — Хотя Мальчик и сказала это, он думал только о себе. Перед тем как он пришёл на Землю, Бодхисаттва сказал ему: «Ты родился злым и не годишься для того, чтобы стать Буддой. Однако Этот Нищий Монах видит в тебе превосходного человека.»
Тогда он не понимал слов Бодхисаттвы, но теперь похоже что-то в его сознании начало меняться. Он также понимал, что значит искупление. Искупление было не искоренением зла, а превращением его в добро. Ещё один человек делающий добро дал бы миру немного больше тепла. Одно лишь разрушение не могло уничтожить зло. Его можно победить только распространяя добро по всему миру.
Поскольку они всё это время расслаблено шли и болтали, когда они достигли вершины горы уже наступил закат.
Фанчжэн захотел лично приготовить ужин. Он вымыл горшок, налил в него воды, добавил хрустального риса и наконец положил туда несколько побегов бамбука. Суп варился и оставалось только терпеливо ждать.
— «Динь! Поздравления. Заслуги рассчитаны. Включая искупление Пятого Чжао и его жены, теперь у вас в общей сложности 5001 очко заслуги! Помимо того что у вас есть шанс сыграть и получить приз, лимит снятия денег из пожертвований увеличен на 2%. Кроме того, Система наградит вас дополнительным предметом — сокровищем дхармы которое находится на том же уровне, что и сокровище которым вы уже обладаете» -сказала Система.
— «Что ты имеешь в виду?» — Взволнованно спросил монах, у него затрепетало сердце.