В Омахе, столице штата Небраска, в типичном сером доме среднего класса на Фарнхэм-стрит в самом центре города, Уоррен Баффет повесил трубку, закончив звонок из Нью-Йорка. Он встал у окна на втором этаже, раздраженно хмуря брови.
Сегодня была суббота. Хотя он не ездил на работу, все так-же работал из дома.
На обочине дороги остановился роскошный кадиллак, хорошо одетая семья из четырех человек вышла из машины, указала на дом Баффета, а затем взволнованно начала фотографировать друг друга.
Когда Баффет наблюдал за подобным раньше, он всегда чувствовал некоторую гордость. Однажды он с гордостью в шутливом тоне сказал своим друзьям что он, возможно, одна из немногих легенд в Соединенных Штатах, которые все еще живы.
Но сегодня у Баффета, который в сотый раз смотрел на эту ситуацию, не было ни малейшего самодовольства. Думая о том, что происходило последние несколько дней, Баффет вновь и вновь хмурил брови.
Поскольку Firefly Pictures неожиданно выложили финансовый отчет, что было нехарактерно для января, Баффет уже начал понимать планы Firefly Pictures.
В зависимости от собственных обстоятельств, компании каждый год и в разное время выкладывали свои финансовые отчеты. Кто-то под конец года, кто-то после налоговых выплат, а некоторые после самых плодотворных сезонов осенью. Они предвидели подобный вариант, поэтому также опубликовали информацию за 1993 год.
Хотя они сделали все, чтобы показать в СМИ насколько велика была доля владения 23% рынка, неоднократно подчеркнули неопределенность прибыли кинокомпании, а огромную прибыль Firefly в 11 миллиарда долларов — назвали удачей, обычные люди, даже большинство акционеров, видели лишь прибыль Firefly, превышающую прибыль телекомпании более чем в два раза. СМИ также обманулись этой цифрой и начали распространять эту информацию.
С тех пор как Firefly Pictures опубликовали новость о входе в телевизионную индустрию, Баффет не прекращал расследования деятельности Firefly Pictures. В своем исследовании он обнаружил, что Эрик сколотил свое состояние всего за несколько лет. Он положился на экшн фильмы, чтобы получить огромную прибыль за короткий промежуток времени. Хотя эти фильмы доказали выдающиеся навыки молодого человека в кинопроизводстве, было несколько странно, что такого же большого успеха добились низкопробные проекты. Другие студии по его примеру увеличили свои инвестиции в фильмы того же типа, однако никто не смог потягаться с проектами Firefly Pictures. Всем казалось, что это была студия, взлетевшая за счет одного фильма, и также быстро готовая опустится на дно.
Но события развивались в другую сторону.
Три года назад, Firefly Pictures отказались от малобюджетных, но беспроигрышных фильмов. Опираясь на анимационную студию Pixar и компанию по производству спецэффектов, они открыли два очень стабильных пути получения прибыли. Успех крупных производственных фильмов, таких как «Терминатор 2», «Смерч» и «История игрушек», заложил основу для Firefly Pictures. И в конечном итоге Firefly Pictures присоединили Disney, старую и давно укоренившуюся кинокомпанию, и стали одной из семи крупнейших кинокомпаний Голливуда.
Баффет очень восхищался теорией под названием «Взимание платы за проезд по мосту». Проще говоря, если у вас есть «мост» от А до Б, то вы можете положиться на этот «мост» для получения стабильной прибыли. К примеру, подобным способом работала компания Coca-Cola.
В процессе изучения информации Баффет обнаружил, что анимационная студия Pixar и компании по производству спецэффектов, принадлежащие Firefly Pictures, обладали подобным способом «взятия платы за проезд». Эрик Уильямс вложил десятки миллионов долларов в эти две компании еще до выхода «Истории игрушек» и «Терминатора 2». Это было в принципе невозможно для крупных голливудских студий, где большинство инвестиционных решений сдерживалось советом директоров и акционерами.
Огромные инвестиции Уильямса, опередившие другие компании на несколько лет, позволили создать эти два уникальных потока. В последние три года Firefly Pictures получали огромные дивиденды, приносимые этими уникальными монополиями.
Судя по высокому спросу на фильмы со спецэффектами и 3D-анимации в Северной Америке и даже на мировом рынке, пока Firefly Pictures смогут поддерживать технические преимущества, эффект «платного моста» этих двух дочерних компаний в руках Firefly сохранится на многие годы.
С другой стороны, несмотря на то, что в прошлом году телевизионная сеть получила высокую прибыль в размере 5 миллиардов долларов США, у них не было стабильного потока. Еще десять лет назад телевизионная индустрия США находилась под жестким контролем трех крупнейших телевизионных сетей. Но с момента быстрого роста национальных кабельных телеканалов в 1980-х годах дни монополии этих гигантов уходили прочь. В конце 1980-х Мердок основал общественную телевизионную сеть Fox и успешно закрепился в Северной Америке. Это в очередной раз пошатнуло рыночные позиции трех крупнейших телевизионных сетей.
«Firefly Pictures» — гораздо сложнее, чем он думал.
Баффет никогда не считал себя жадным человеком, поэтому он решился первым пойти на контакт. Он сделал предложение о слиянии и поглощении, которое, по его мнению, было очень любезным, но молодой человек отказался даже не задумавшись, а предложенный им план приобретения наличными заставил Баффета понять, что Эрика не очень заботило, сколько Firefly потратит на покупку компании, он просто не хотел отдавать свои акции.
Столкнувшись с настойчивостью Firefly Pictures, Баффет, обладающий бесспорным упорством, решил не идти на уступки и оборвал контакт.
Но Баффет был здравомыслящим человеком и оптимистично смотрел на это слияние. Баффет не мог так просто отказаться, он понимал, что Firefly не откажется от приобретения. После того, как Firefly Pictures публично обнародовали информацию о приобретении, Баффет также воспользовался ситуацией.
Однако на прошлой неделе Баффет обнаружил, что ситуация начала выходить из-под контроля.
В последний раз такое чувство потери контроля возникало четыре года назад, когда компания Solomon Brothers переживала кризис и позже вовсе распалась. Поскольку Баффет в те времена взял руководство на себя, многие возлагали вину именно на него.
Размышляя о недавних событиях, Баффет увидел, как к дому подъезжает черная машина. Это был его инвестиционный партнер тоже из Berkshire Hathaway — Чарли Мангер.
Чарли Мангер поднял глаза и увидел фигуру у окна. Он помахал Баффету рукой.
«Недавняя ситуация выглядит скверно. Я решил приехать лично».
Подруга Баффета Эстрелла Менкес принесла два стакана кока-колы.
«Взгляни для начала», — сказал Баффет.
У Чарли Мангера был свой бизнес и, хотя он являлся акционеров Hathaway, он не был так обеспокоен ходом приобретения, как Баффет.
Еще четыре дня назад в средствах массовой информации внезапно появились новости о том, что переговоры о приобретении вот-вот сорвутся. Затем Los Angeles Times подтвердили, что обе стороны приостановили встречи. Чарли Мангер должен был отнестись к этому серьезно.
В последующие рабочие дни, из-за стимулирования этой новости, цена акций, которая уже поднялась до максимума в 552 доллара, быстро упала обратно. Всего за три дня она упала в общей сложности на 9,6%, цена вернулась к уровню начала года. В то же время, из-за ряда неподтвержденных слухов, акции остальных телекомпании увеличились в среднем на 5%.
Быстро просмотрев информацию, Чарли Мангер поднял голову и сказал: «Исходя из сложившейся ситуации, если мы не согласимся на эту сделку, могут ли другие акционеры инициировать проведение внеочередного общего собрания для голосования?»
Баффет нашел копию письма со своего стола и протянул его Чарли Мангеру: «Это невозможно, Дэвид Уэст написал мне, что они уже планировали это сделать».
Чарли Мангер достал письмо и выругался: «Идиоты, неужели они не могут выбрать правильную сторону?»
¬Баффет не возразил против грубых слов друга, слегка вздохнул и сказал: «Если в Соединенных Штатах была бы только одна телевизионная сеть, конечно они выбрали бы нас. Но, к сожалению, мы для Firefly Pictures не единственный выбор. Дэвид Уэст понимает, что наша доля на медиа рынке сокращается, он и его приспешники не хотят отказываться от такой возможности, не говоря уже о том, что они могут получить часть акций Firefly Pictures, компании, годовая прибыль которой составляет 10 миллиардов долларов, а вся медиа индустрия получает около 50».
Чарли Мангер натянуто улыбнулся: «Но мы же не так плохи?»
Баффет быстро вернул себе свою обычную уверенную улыбку и сказал: «Конечно, компания в достаточно хорошем состоянии».
«Ладно, приятель», — сказал Чарли Мангер, протянул руку и похлопал Баффета по плечу: «Давай обсудим, что делать сейчас. Есть хорошие идеи?»
«Изначально была одна», — Баффет умело вытащил листок бумаги из стопки на своем столе и протянул его Чарли.
Чарли Мангер обнаружил, что это был график выходов фильмов, некоторые были отмечены звездочками.
«Спасение рядового Райана», «Король лев», «Правдивая ложь», Чарли Мангер посмотрел на названия этих фильмов, поднял голову и спросил: «Эти три фильма являются основными фильмами летнего выпуска Firefly Pictures. Что-то не так?»
Баффет кивнул: «Хм. „Спасти рядового Райана“ — это военный фильм, „Король лев“ — анимация ручной графики, а „Правдивая ложь“ — самый обычный боевик с экшн сценами, с высокой стоимость производства. Он обошелся в 100 миллионов».
Чарли Мангер не очень хорошо разбирается в кино. Он знает, что Баффет такой же, но Баффет за это время проделал гораздо больше работы, чем он, поэтому он может только кивать головой и терпеливо слушать.
Баффет сделал короткую паузу. Дав своему другу время подумать, он продолжил: «Я звонил Роберту Дейли из „Warner“ за консультацией. В Голливуде уже много лет не было таких масштабных военных фильмов, как „Спасти рядового Райана“, потому что риск провала подобного жанра очень высок. Выпуск „Короля Льва“ также несколько странен с точки зрения времени выпуска. Подобные 2D анимации, как правило, выходят на экраны в конце года. В летнем графике сейчас нет подобных проектов, у фильма нет конкурентов. Наконец, „Правдивая ложь“. Прошлым летом два однотипных подобных боевика одновременно потерпели полное поражение. Главным актером одного из них был Шварценеггер, как раз главный актер „Правдивой лжи“. Голливуд сейчас очень осторожно относится к такого рода масштабным боевикам».
Чарли Мангер вновь прокрутил в своей голове прочитанную информацию: «Ты имеешь в виду, что Firefly Pictures полностью отказались от фильмов со спецэффектами и 3D-мультипликации, в которых они были лучшими в предыдущие годы. Может это лишь исключение?»
Баффет кивнул: «Итак, я думаю, что если переговоры будут отложены до летнего сезона, будет шанс повысить цену из-за вероятной неудачи их фильмов. Мы перехватим инициативу».
Чарли Мангер кивнул в знак согласия, но быстро развел руками и сказал: «Однако если они не будут ждать?»
Баффет изобразил слабую кривую улыбку и сказал: «Да, и судя по недавним движениям, я чувствую, что если мы не договоримся в этом месяце, не сможем договориться уже никогда».
«Ты начал продавать акции в начале года. Я думаю, ты тоже хочешь закрыть сделку как можно скорее?»
Баффет не скрывал своих искренних намерений перед старым другом: «Да».
«Тогда каков верхний предел предложения Уильямса? Я думаю, тебе не составит труда угадать эти данные, не так ли?»
Баффет лучше всех разбирался в анализе данных.
«Я думаю, что сейчас он может продать максимум 25% своих акций», — сказав это, Баффет снова немного разозлился: «Если такие ребята, как Дэвид Уэст, будут более терпеливы, план на 30%, который я предложил в понедельник, сработает».
«Иначе», Чарли Мангер постучал по столу и продолжил: «Ты можешь связаться с Томом. Как насчет встречи, можем собраться на Оскаре».
Баффет мягко покачал головой и сказал: «Я не думаю, что это заставит этого молодого человека пойти на уступки. Сейчас у него есть преимущество».
«Я думаю, что этот молодой человек, если достаточно умен пойдет на уступки таким старикам как мы».
Баффет понимал смысл слов своего друга, он и такие люди, как Чарли Мангер, Том Мерфи, работали в федеральном бизнес-сообществе десятилетия, в их руках находились бесчисленные материальные и нематериальные ресурсы. Они безусловно имели множество возможностей на получение прибыли.
«Но эти уступки не свалятся на нас даром. За них все равно придется платить в будущем. Я не думаю, что Эрик Уильямс уступит просто так».
Чарли Мангер был согласен с ним. Он поднял трубку телефона со стола Баффета, чтобы позвонить менеджеру и запросить частный самолет.
«Я все больше и больше интересуюсь этим молодым человеком, хех, и та вилла на скале, которую он построил в Малибу. Это место действительно интересное, а Эрик Уильямс в начале своей карьеры так легко сделал этот шаг, и заплатил больше 200 миллионов долларов США».
Хотя у Баффета не было особого стремления к материальному, он не скрывал своих истинных взглядов: «Эта вилла действительно хороша, хотя фактическая стоимость не превышает 200 миллионов долларов США, но Эрик Уильямс определенно продаст ее намного дороже».
Чарли Мангер набрал номер, сказал несколько простых слов, затем положил трубку и сказал: «Ха-ха, я чуть не забыл об этом. Он лишил тебя звания самого богатого человека. Чувствуешь эту потерю?»
Баффет на самом деле не очень любил всю эту популярность, однако не мог не заметить: «Возможно он должен был попасть на первое место еще в прошлом году, однако скрыл доходы».